Е-декларирование изначально сопровождалось техническими препятствиями и политическими скандалами. Исключением не стала и третья волна электронного декларирования, которая завершилась в апреле 2018 года. В этом году о своем имуществе и доходах отчитались более 800 тысяч украинцев. Раскрыли свои доходы и представители политической элиты. Вписанные сомнительные цифры в декларациях топ-чиновников в большинстве своем не воспринимаются обществом всерьез и вызывают лишь улыбки. На этом фоне сложностей добавила ситуация с электронным декларированием антикоррупционеров, которое даже после ультиматумов международного сообщества так и не смогли отменить. На текущий момент в ВР зарегистрирован законопроект, который предлагает ввести добровольное нулевое декларирование. Декларацию смогут подать все желающие на протяжении года и после этого в течение 30 дней уплатить налог – 2,5% стоимости объекта. Накануне президент предложил еще раз вернуться к обсуждению так называемой нулевой декларации, которая позволяет легализовать ранее заработанные деньги за символический налог в 10%.
«Слово и Дело» решило разобраться в тонкостях электронного декларирования и введения нулевой декларации.
Директор Фонда DEJURE, член совета РПР, доктор юридических наук Михаил Жернаков отметил, что нулевое декларирование имеет место быть, но не в форме освобождения чиновников от ответственности. В частности, сейчас предлагается за 2,5% освободить всех, кто украл или возможно украл публичные средства, от какой-либо ответственности.
«Нулевое декларирование возможно, оно часто применяется в странах, в которых ранее была непонятная система, которая не позволяла выяснить, насколько правомерным путем заработаны средства, как платились налоги и вообще учитывались ли», – подчеркнул Жернаков.
Более того, в Украине до 1998 года в принципе нельзя было ничего отследить, добавил он.
«Но это касается только людей, которые не являются госслужащими. Каким образом человек, который всю жизнь работал на государственной службе, получал низкую зарплату, заработал миллионные состояния? Ответ очевиден. И вот освобождать людей от ответственности за то, что они фактически разворовывали публичное имущество, недопустимо. Особенно сейчас, когда почти замыкается структура антикоррупционных органов: уже работают НАБУ, САП, должны создать Антикоррупционный суд», – уточнил эксперт.
Фактически, это способ избежать ответственности для тех, кто должен ее понести, пояснил он.
«Если в законе определено, что освобождается любой, в том числе и чиновник, от ответственности, если он просто что-то задекларирует и оплатит с этого 2,5%, такой документ принимать нельзя. Это просто освободит чиновников от ответственности за хищение бюджетных средств в течение последних лет», – акцентировал Михаил Жернаков.
В свою очередь политолог Андрей Дуда отметил, что нулевое декларирование в интересах любой экономики мира, в этом есть преимущество.
«Насколько оно соответствует справедливости – здесь действительно есть проблемное поле. Вопрос в том, какие действительно будут нормы записаны, какой будет модель нулевого декларирования. На современном этапе, когда мы ищем средства для экономики, резервов, нулевое декларирование могло бы быть положительным решением», – подчеркнул политолог.
Главный вопрос в том, какой будет модель, какой процент должен выплачиваться, если лицо не может подтвердить состояние, добавил он.
«Сама по себе идея нулевого декларирования – все-таки идея прежде всего легализации тех доходов, которые человек не может объяснить. На самом деле, не только бизнес не может объяснить свои доходы. Обычные люди – тоже, потому что большая часть экономики до сих пор в тени. Детенизация идет с перебоями, медленно», – уточнил Дуда.
С другой стороны, с точки зрения социальной справедливости, это может быть несправедливой нормой, отметил он.
«Люди, которые часто получали доходы незаконным путем, смогут это легализовать. Но опыт других стран, которые проводили легализацию доходов через нулевое декларирование, в целом хороший. Лишь единицы стран не получили эффекта. Однозначно, это приведет в экономику несколько миллиардов», – резюмировал Андрей Дуда.
Ранее «Слово и Дело» выясняло, что в социальных сетях думают о декларации политиков.
Какие обещания относительно декларирования имущества и доходов давали чиновники – в нашем материале по ссылке.