Катастрофа под Смоленском: плохие новости для Польши

Александр Радчукполитолог

Восьмая годовщина катастрофы самолета Ту-154М, в котором находилась польская правительственная делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, запомнится сенсационной новостью. Трагедия, которая унесла жизни 96 пассажиров самолета и которую сами поляки считают наиболее резонансным событием в политической жизни в постсоветском периоде Польши, могла произойти в результате взрыва на борту президентского лайнера.

Самолет потерпел крушение недалеко от Смоленска, куда польская официальная делегация направлялась для дальнейшего чествования поляков, которых отряды НКВД расстреляли возле Катыни. Большинство из них – польские пленные офицеры. По подсчетам историков, были казнены около 22 тысяч человек.

Новые подробности расследования представил глава подкомиссии Министерства обороны Польши по расследованию Смоленской катастрофы Антони Мацеревич. Бывший министр обороны известен своим подозрительным отношением к россиянам. Он был одним из тех, кто не поверил в предыдущие выводы комиссии по расследованию причин катастрофы под Смоленском. В декабре 2017 года он заявил о том, что именно Россия несет ответственность за авиакатастрофу польского «борта №1».

В 2011 году предшественники Мацаревича признали, что катастрофа произошла из-за ошибки пилотов президентского самолета, на которых якобы оказывал давление один из высокопоставленных офицеров из официальной делегации, находившийся на борту. Когда пилоты, несмотря на тяжелые погодные условия, все-таки решили зайти на повторную посадку, самолет якобы зацепил березу, из-за столкновения с которой потерял управление и разбился.

Впрочем, значительная часть польского истеблишмента, как и рядовые граждане, не смирились с подобными абсурдными выводами комиссии. К тому же возникало много вопросов и к позиции России, представители которой сначала не допускали следователей комиссий на территорию падения лайнера, а в дальнейшем всячески затягивали процесс передачи обломков самолета.

Поэтому в марте 2015-го Главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения двум диспетчерам аэропорта Смоленска, которые якобы могли также допустить ошибку в своей работе и неправильно направить самолет на повторную посадку. Умышленно или нет – это также вопрос, требующий расследования.

В 2016-м Польша таки возобновила расследование катастрофы. В конце концов, новая комиссия пришла к сенсационному выводу: самолет развалился еще до столкновения с землей. И уже в этом году комиссия обнародовала доказательства – Ту-154 разбился в результате взрыва.

Загадочная авиакатастрофа

«Пассажиры были убиты взрывом в самолете перед столкновением с землей. Это стало причиной их смерти», – отметил в своем докладе глава комиссии по расследованию Антони Мацаревич.

Так, после детального анализа обстоятельств падения и изучения дополнительных подробностей, члены комиссии пришли к выводу, что и повреждения самолета, и найденные фрагменты тел погибших чиновников свидетельствуют о том, что подобные вещи не могли произойти только в результате столкновения с землей.

В частности, Мацаревич отметил, что взрыв в самолете был такой силы, что тела польских генералов, находившихся в эпицентре, разорвало на мелкие фрагменты. Глава комиссии анонсировал, что технический рапорт о причинах катастрофы будет обнародован в течение следующих нескольких недель.

На допрос по делу Смоленской катастрофы уже был вызван экс-президент Польши Бронислав Коморовский. В 2010 году он был маршалком польского Сейма – после гибели Леха Качиньского Коморовский исполнял обязанности главы государства, а затем был избран новым президентом Польши.

Конечно, резонансные обстоятельства катастрофы Ту-154 наталкивают на логические предположения, что взрыв на борту произошел неслучайно. Если это так, то мы имеем дело с очень тщательно подготовленной и замаскированной спецоперацией, в результате которой была уничтожена польская властная верхушка. Последствия и масштабы подобного обвинения, если виновные таки будут обнаружены, трудно оценить. Тем более, если следствие таки докажет, что катастрофа на самом деле является терактом, а ее целью была именно дестабилизация ситуации в Польше.

Возникает еще один вопрос: почему именно Качиньский? С его президентством связывают самый стремительный период развития новой Польши. И именно он был самым идейным вдохновителем концепции Междуморья или Балто-Черноморского альянса. Эта геополитическая концепция имеет целью более широкое сотрудничество стран Восточной Европы и фактически закрепляло лидерство Польши и Украины в данном регионе, создавая мощную, в том числе и в оборонном смысле, ось государств. Эта идея противоречит планам на геополитическую гегемонию среди стран бывшего постсоветского пространства прежде всего для одного государства – России.

8 лет, чтобы убедиться?

В Кремле считают все расследования Мацаревича паранойей. Впрочем, уже который год россияне всячески задерживают передачу обломков самолета.

Более того, в польском МИДе недавно заявили о том, что российская сторона скрывает ключевых свидетелей катастрофы. «Действия российской стороны, а именно отсутствие реакции на просьбы об оказании правовой помощи, сокрытие важных свидетелей, участников событий 10 апреля 2010 года, и содержание нашей собственности – обломков Ту-154М, не способствуют раскрытию полной правды и заставляют нас задуматься о намерениях России по отношению к нам, роли российских участников этих событий», – считает заместитель главы МИДа Польши Бартош Цихоцкий.

Российская властная верхушка в присущей ей манере отрицает любую вину российской стороны в трагедии под Смоленском. Президент РФ Владимир Путин вообще призвал поляков «повзрослеть», «перевернуть эту страницу» и не находить «вымышленных» обстоятельств в авиакатастрофе. Мол, это вредит двусторонним отношениям между Польшей и Россией. «Мы устали от подобного блефа. Просто устали. Бред какой-то. Не было там никаких взрывов. Это изучено экспертами с польской стороны и с российской ... Мы переживали вместе с вами. Нет, нужно накручивать на голом месте», – сказал Путин на итоговой конференции в конце 2017 года, комментируя вопрос о возможности взрыва на борту польского самолета.

Подобной позиции придерживаются и в российском МИДе. В Кремле считают, что все расследования польской стороны после 2011 года – не что иное, как «поиск конспирологических теорий». «Мы с сожалением констатируем устойчивое стремление польской администрации навязывать различные конспирологические версии катастрофы самолета президента Польши под Смоленском ... Вся возможная информация была передана польской стороне, она доступна журналистам», – заявила пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова.

Как бы там ни было, обломки самолета до сих пор не предоставлены Россией польской стороне для проведения детального анализа. Интересно, что в отличие от случая со збитым малазийским Боингом МН-17 над территорией Украины в июле 2014 года, Кремль действует по совершенно иному сценарию. Если вину за катастрофу Боинга пытались переложить на действия Украины, для чего работала вся пропагандистская машина РФ, то в вопросе с катастрофой под Смоленском действует совсем другая установка – мол, у поляков случился приступ паранойи, поищите виновных у себя. При этом если обломки МН-17 почти сразу были переданы для международной экспертизы (так как в Кремле отмежевалась от всякой вины за сбитый самолет ракетной установкой «Бук»), то обломки польского самолета, потерпевшего катастрофу над территорией именно России, передавать на экспертизу не спешат.

Что бы там ни говорили первые лица в России, однако обнародование данных расследования комиссии Мацаревича будет иметь мощный эффект как для всего польского общества, так и для стран ЕС. Конечно, это совсем не означает каких-то конкретных последствий для последующего выявления виновных в катастрофе. Ведь прогресс дальнейшего расследования комиссии будет зависеть от наличия обломков самолета.

Однозначно, в Польше, как и во всей Европе, останется все меньше сомнений в необходимости усиливать меры по национальной безопасности. Отныне все больше государств в Европе убеждаются в ведении против них гибридной войны, которая началась еще задолго до агрессии РФ против Украины в марте 2014 года.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО