Президент США Дональд Трамп собирает коалицию для нанесения ударов по объектам на территории Сирии. Эти объекты контролируются войсками президента Башара Асада, которого, в свою очередь, поддерживает Россия. Перед Кремлем стоит нелегкая дилемма: помогать своему союзнику или нет. От того, каким будет это решение, зависит международная репутация самой России.
В мире растет напряженность вокруг ситуации в Сирии. Поводом послужил инцидент в сирийском городе Дума 7 апреля, на который была сброшена бомба с отравляющим газом – предположительно, хлором. В результате атаки пострадали около 150 мирных жителей. Использование химического оружия вызвало резкую реакцию со стороны президента США Дональда Трампа, который возложил ответственность за это на Россию. «Президент Путин, Россия и Иран несут ответственность за поддержку зверя Асада», – написал глава Белого дома в Twitter. Он пообещал, что ответственные за это преступление «дорого заплатят».
10 апреля события начали развиваться стремительно. Во-первых, начала образовываться коалиция для нанесения ударов по Сирии. Так, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в телефонных разговорах с президентом США Дональдом Трампом и президентом Франции Эммануэлем Макроном согласилась, что международное сообщество должно ответить на применение химического оружия в Сирии. Английская военная база на Кипре переведена в состояние полной боевой готовности. С готовностью присоединиться к коалиции выступили и арабские государства, например, Катар.
Российский блогер Анатолий Несмиян (el-murid), специализирующийся на ближневосточной тематике, со ссылкой на «Аль-Джазиру» сообщил, что целями для ударов будут являться военные объекты, подконтрольные президенту Сирии Башару Асаду. Это военный аэродром Хамы, военный аэродром ад-Дамир (Думейр), аэродром ас-Син, аэродром ат-Тифор (Т-4), аэродром Шайрат, который американцы однажды уже обстреляли в прошлом году. Также называется ряд правительственных объектов в Дамаске, включая резиденцию самого Асада.
Для нанесения ударов могут быть задействованы как минимум 800 крылатых ракет и порядка 150 самолетов. Однако для такой концентрации сил сначала нужно дождаться прибытия американской авианосной ударной группы (АУГ), которая 10 апреля вышла из Норфолка (США). В ее состав входят авианосец Harry Truman, а также эсминцы USS Normandy, USS Arleigh Burke, USS Bulkeley,USS Forrest Sherman и USS Farragut. Позже к группе присоединятся корабли USS Jason Dunham и USS Sullivans. Вся эта эскадра идет в Средиземное море.
Прибытия АУГ следует ожидать не ранее, чем через 1-2 недели. Тогда-то, очевидно, в регионе и развернутся основные события. Возможно, это произойдет и раньше, но похоже, что коалиция все же не будет торопиться и подготовит свой удар максимально тщательно.
Именно такого развития событий и стоило ожидать. Как уже сообщало «Слово и Дело», эскалация событий в Сирии вписывается в рамки всеобъемлющего давления на Россию, которое усилилось после попытки отравления бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля в британском Солсбери. Вначале между Россией и Западом развернулась «дипломатическая война», которая сопровождалась высылкой дипломатов, затем 6 апреля США ввели наиболее жесткие за последнее время санкции против 38 богатейших российских бизнесменов, высокопоставленных чиновников и компаний из так называемого «кремлевского списка».
Эти санкции уже 9 апреля привели к миллиардным убыткам для российской экономики и стремительному обвалу курса рубля. Здесь стоит отметить, что американцы имеют еще значительный запас для усиления этих санкций, но, судя по всему, было принято решение проучить Россию «маленькой победоносной войной».
Здесь, впрочем, очень важно не только нанести РФ чувствительный удар, но и не довести дело до глобального конфликта. И «полигон» в Сирии очень хорошо отвечает таким целям.
Как известно, в Сирии, по официальному приглашению Башара Асада, с 30 сентября 2015 года действует российское авиакрыло, которое поддерживает сирийского президента. Оно дислоцируется на авиабазе Хмеймим в средиземноморской провинции Латакия. Отметим, что американская АУГ, следующая из Норфолка, будет запускать свои ракеты именно из акватории Средиземного моря, а значит, они будут пролетать в зоне поражения российских ПВО, охраняющих Хмеймим.
И здесь российская сторона встанет перед неприятным выбором. Первый вариант – не сбивать американские ракеты, позволяя коалиции беспрепятственно разделать под орех все объекты Асада. Таким образом, США достигают наиболее желательного результата: уничтожив Асада, они одновременно покажут ненадежность России как союзника и неэффективность широкого разрекламированного российского оружия. При этом Москва потерпит военное поражение, не понеся вообще никаких потерь.
Второй вариант – попробовать сопротивляться. На самом деле, у РФ нет для этого никаких оснований, поскольку удары коалиции формально не будут направлены против российских военных объектов в Сирии. Однако если россияне все же решат защитить своего союзника, тогда ситуация может развиваться по трем сценариям.
Первый. Российские ПВО попытаются сбивать крылатые ракеты, летящие к целям. Совершенно очевидно, что защитить все сирийские объекты против роя из 800 крылатых ракет российские зенитчики не в силах, поэтому коалиция все равно выполнит свою задачу и выйдет победителем, достигнув и военных, и медийных целей. При этом сам Хмеймим, скорее всего, не пострадает.
Второй сценарий – российское командование решит атаковать американские корабли, чтобы не растрачивать боекомплект на бесполезную охоту за крылатыми ракетами, а сразу же уничтожать их носители. Однако без серьезного усиления российского авиакрыла такая атака будет самоубийственной. Один лишь авианосец Harry Truman может нести на своем борту до 90 летательных аппаратов, а это значительно больше того количества самолётов, которым располагают россияне в Сирии. К тому же самолеты из сирийской группировки не вооружены противокорабельными ракетами, что делает такую атаку вдвойне бессмысленной.
Значит, нужны самолеты, оснащенные противокорабельным вооружением. Прежде всего это сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-22 М3, еще советской разработки, с дальностью действия более 5 тыс. км. Готова ли Россия сыграть на повышение и задействовать стратегическую авиацию, мы узнаем в ближайшее время.
Однако такая готовность приводит нас к третьему, наиболее нежелательному сценарию, при котором коалиция будет вынуждена объявить Россию агрессором, уничтожить все ее самолеты и зачистить авиабазу Хмеймим. У англичан, американцев и французов в регионе для этого вполне достаточно возможностей, даже с учетом возможного использования стратегической дальней авиации РФ. Но именно этот сценарий и выводит ситуацию за рамки локального конфликта, вынуждая Россию поквитаться за разгром.
Впрочем, глобальный конфликт не выгоден самой же России. Поэтому для того, чтобы избежать сирийской Цусимы, российскому руководству придется идти на существенные уступки по ряду важных вопросов, включая ту же Сирию или Донбасс. Или же все равно садиться за стол переговоров, но уже после поражения в Сирии и на гораздо более жестких условиях.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»