Миссия работает в рамках мандата, который у нее есть на сегодня. Поэтому вопрос специальной миссии для Закарпатья не стоит. Во-вторых, это решение является прерогативой страны-хозяйки, то есть Украина должна решать, куда кого пускать.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков, оценивая инициативу главы МИДа Венгрии Петра Сийярто ввести на Закарпатье 12 наблюдателей ОБСЕ.
«Особой необходимости в миссии ОБСЕ на Закарпатье нет. Проблемы, которые поднимает венгерская сторона относительно языковой нормы образовательного закона, решаются в рамках переговорного процесса, в том числе с представителями венгерских меньшин, глав МИД», – констатировал Пашков.
На его взгляд, на действия Венгрии сейчас вряд ли стоит ориентироваться.
«Венецианская комиссия предложила вполне приемлемый разумный компромисс. Здесь должна быть добрая воля венгерской стороны. Конечно, центральная власть уделяет мало внимания межэтнической проблематике на Закарпатье. Однако причиной прежде всего является то, что в самой Венгрии политическая ситуация сложная. В этом главная проблема», – отметил специалист.
По его словам, элемент критичности на Закарпатье создает внешнее влияние именно со стороны Венгрии.
«Очевидно, что некие провокации, конфликтность подогреваются извне. Здесь нужно больше внимания уделять вопросам безопасности и компромиссу в отношении языковой проблематики. Компромисс возможен. Он заключается в пролонгации переходного периода образовательного закона на более длительный срок. Это вполне реально», – пояснил эксперт.
По его убеждению, данная ситуация не критична и раздувается искусственно.
«Сейчас эта проблема в большей степени раздувается со стороны Венгрии. И действия Будапешта, в том числе по блокированию заседаний комиссии Украина-НАТО, не адекватны той проблеме, которая сегодня наблюдается на Закарпатье», – резюмировал Михаил Пашков.
Ранее закарпатские венгры призвали ввести постоянную миссию ОБСЕ.
Сколько детей в Украине учатся на языках национальных меньшинств – на нашей инфографике.