Рынок аренды жилья: что не так и как вывести из тени

Олег Приходькоэксперт в сфере недвижимости

Действительно, рынок аренды жилья, пожалуй, один из самых теневых на сегодня. Взаимоотношения арендодателя и арендатора в первую очередь базируются на основании статей 810-826, 59-й главы Гражданского кодекса Украины, в которой оговорены основные пункты взаимных отношений.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт в сфере недвижимости Олег Приходько, оценивая инициативу Минрегиона разработать законопроект, который может изменить правила аренды жилья и вывести рынок из тени.

Рынок аренды: что нужно изменить?

«На данный момент арендная плата, полученная владельцем от сдачи своего жилья в аренду, считается доходом физического лица и облагается налогом. Согласно статье 170.1 Налогового кодекса Украины, лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет, является арендодатель, который обязан это сделать в сроки, установленные Кодексом для квартального отчетного периода», – отметил Приходько.

Он уточнил, что с 1 января 2018 года ставка налога составляет 18% от размера арендной платы за месяц.

«Уплата налога на аренду квартиры подтверждает законность и официальность отношений между сторонами в договоре аренды», – констатировал эксперт.

По его словам, такой размер налога не располагает арендодателей к открытому ведению бизнеса.

К тому же, устанавливая налог, государство не предоставляет никакой защиты своему налогоплательщику, добавил он.

«Все риски по утрате арендных площадей, а также по приходу их в негодность для аренды лежат на плечах собственника. Отсутствуют государственные механизмы стимулирования развития рынка аренды», – пояснил Приходько.

Однако прошедшие 3 года показали, что государственные взоры неустанно следят за арендным рынком недвижимости, подчеркнул специалист.

Законодательные инициативы

Эксперт напомнил, что в 2015 году Минрегион приложил усилия для создания арендной недвижимости в части разработки законопроекта об источниках финансирования арендной недвижимости и создания фонда нового и реконструированного жилья.

«Летом 2017 года Государственное ипотечное учреждение (ГИУ) получило возможность для внедрения программы обеспечения жильем граждан на условиях финансового лизинга. Правительство Украины внесло изменения в устав ГИУ», – отметил Приходько.

По его словам, жилье в финансовый лизинг передается после завершения строительства, проведения внутренних отделочных работ и установки необходимого оборудования.

В феврале 2018 года заговорили о том, что Украине необходим новый закон, который должен определить новые правила рынка аренды жилья, продолжил эксперт. Согласно новым нормам, заново будут определены понятия съема жилья, правила получения регистрации и выселения лиц со съемных квартир.

По его убеждению, необходимо принять во внимание тот факт, что в 2017 году Украина находилась на 84-м месте из 189 стран по результатам исследования Paying Taxes 2017 (совместный ежегодный проект PwC и Группы Всемирного банка).

Если законодательная база по аренде жилой недвижимости ограничится либерализацией налогов, то это уже улучшит ситуацию, но лишь частично, уточнил Приходько.

Он акцентировал, что на данный момент не прослеживается комплексного подхода государства в отношении арендного рынка.

«Периодически мы видим, что Кабмин говорит то об аренде жилья, которое принадлежит государству, то о лизинге, то об арендном фонде частного владения граждан», – констатировал эксперт.

Арендный бизнес

Он отметил, что за пару десятилетий рынок арендаторов сегментировался.

На рынке присутствуют как крупные арендодатели, у которых есть десятки квартир для сдачи, так и те, у которых одна-две квартиры. И если для первых это полноценный бизнес, то для вторых – источник доходов, который позволяет им вырваться за черту бедности.

«Осознавая и принимая такую сегментацию как реалии, необходимо и государственный подход строить на том, что с арендодателей, у которых есть до 5 квартир (домов) жилого фонда, брать фиксированную ежемесячную стоимость, а для тех, у кого аренда – это бизнес, необходимо установить справедливый налог в зависимости от доходов, а еще лучше – давать кратковременные кредиты для приобретения такого жилья, периодического обслуживания и проведения ремонтов», – пояснил специалист.

Он подчеркнул, что комплексный подход всеукраинского уровня должен рассматривать и проблематику рынка, и его возможности со всех сторон.

«В итоге будет схема: государство создало возможности, а при получении результата совместно с инициатором пользуется плодами успешно завершенного процесса», – резюмировал Олег Приходько.

По данным «Слова и Дела», в досье министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко 70 обещаний, большинство из которых он выполнил. Досье чиновника – по ссылке.

Ранее мы писали, как чиновники и депутаты выполняют свои обещания по обеспечению жильем силовиков.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО