«Таможенный союз» «ДНР» и «ЛНР»: что это значит для Украины

Денис Поповичжурналист

Главари незаконных «ДНР» и «ЛНР» Александр Захарченко и Леонид Пасечник подписали протокол о намерениях создать единое таможенное пространство между обеими «республиками». Это сразу же дало повод говорить о начале неких объединительных процессов между двумя образованиями. Насколько реальны подобные перспективы и с чем связаны такие шаги?

Подписание протокола о намерениях создать единое таможенное пространство между незаконными «ДНР» и «ЛНР» состоялось 31 января. «Документ» подписали главарь «ДНР» Александр Захарченко, а также и. о. руководителя «ЛНР» Леонид Пасечник. Интересно, что между двумя псевдореспубликами действительно существует «таможенный режим», из-за которого жители, желающие пересечь административную границу двух областей, должны проходить двойной контроль.

Помимо этого, подписано соглашение о сотрудничестве между луганскими и донецкими железными дорогами. «Протокол о намерениях позволит нам более плотно сотрудничать в плане экономики, а это покажет нашим врагам – мы едины и непобедимы», – сказал Александр Захарченко. «Делить нам нечего: у нас один народ, одна земля, одна задача», – вторил ему Леонид Пасечник.

Паркетные мероприятия в исполнении двух главарей сразу дали пищу для слухов по поводу возможного объединения двух «республик». Идея эта не нова. Как известно, изначально Донецка и Луганская области должны были существовать в рамках так называемой «Новороссии» – марионеточного образования, созданного из отторгнутых от Украины областей юга и востока. Однако после того, как Украина оказала сопротивление российским агрессорам, проект «Новороссия» был закрыт, схлопнувшись в так называемые «ДНР» и «ЛНР». В тексте Минских соглашений занятие боевиками территории называется отдельными районами Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), которые при соблюдении ряда политических условий должны войти в состав Украины.

Последовательность выполнения этих условий уже почти три года вызывает споры, что и завело реализацию Минских соглашений в тупик. Однако идея создания какого-то подобия «Новороссии» до сих пор еще жива. В последний раз об объединении двух «республик» активно заговорили в ноябре прошлого года, когда в «ЛНР» произошел переворот. Результатом путча стало свержение предыдущего главаря «ЛНР» Игоря Плотницкого, на смену которому как раз и пришел Леонид Пасечник. Расстаться со своей «должностью» Плотницкому «помогли» и отряды из «ДНР», специально переброшенные в Луганск.

Как раз в тот момент, когда «денеэровцы» находились в Луганске, снова начали циркулировать слухи об объединении «ДНР» и «ЛНР» в одно образование под эгидой «ДНР». Но процесс передачи «власти» завершился и вооруженные формирования «ДНР» покинули Луганск.

Является ли подписание документов 31 января реальным сигналом к объединению? Сейчас обе «республики» находятся в состоянии торговой войны. Например, еще в начале декабря Александр Захарченко подписал распоряжение о запрете ввоза с территории, подконтрольной «ЛНР», «подакцизных товаров», то есть, попросту говоря, водки и сигарет. При этом в «ДНР» пригрозили отвечать зеркально на все запреты со стороны «ЛНР». Информация о снятии ограничений со стороны «ДНР» в связи с подписанием протокола 31 января пока не поступала, но в любом случае, реальные действия Захарченко совершенно не соответствуют благим намерениям снять таможенные барьеры.

О том, что до настоящего объединения еще очень далеко, говорят и люди, поддерживающие сепаратистов. В частности, одиозный главарь боевиков, основатель сепаратистского бандформирования «Восток» Александр Ходаковский назвал подписание меморандумов «кратковременным по эффекту пиаром, который демонстрирует, что главный шаг откладывается на неопределенное время».

«При всей оптимистичности происходящего, речь идет пока больше о намерениях. Таможню как таковую еще нужно реально упразднить – тогда это будет видимым воплощением того, что от слов главы «Л/ДНР» перешли к делу. При этом пока даже речи нет о едином экономическом пространстве, то есть об общей экономике республик. Беспочвенными мечтаниями остаются пока и разговоры об объединении «ЛНР» и «ДНР»... Такая задача сейчас не стоит», – прокомментировал ситуацию поддерживающий боевиков гражданин России Александр Жучковский.

Он пояснил, что «таможня» между обеими республиками появилась потому, что «власти ЛНР» боялись поглощения луганского бизнеса донецким». Это соперничество существовало и до войны. Никуда оно не делось и не денется сейчас – и это еще одна преграда на пути к «объединению».

Еще одно препятствие заключается в содержании Минских соглашений, которые не предусматривают объединения «республик». Россия настаивает на соблюдении Минских соглашений, но с другой стороны, подписание меморандумов не могло состояться без санкции Кремля, которому может быть выгодно объединение «ДНР» и «ЛНР». Ведь одно образование контролировать гораздо легче и экономнее, чем два.

Однако после принятия Верховной Радой закона о реинтеграции Донбасса, в котором Россия признана государством-агрессором, Москва сама обвиняет Киев в сворачивании Минского процесса. В МИДе РФ, в частности, заявили, что закон «хоронит» Минские соглашения, а президент Владимир Путин даже созвал по этому поводу заседание Совета безопасности РФ. Именно поэтому создание «единого таможенного пространства» между «ДНР» и «ЛНР» следует рассматривать как политическую меру со стороны России в ответ на принятие этого закона: в РФ хотят продемонстрировать Украине, что в любой момент могут окончательно отторгнуть Донбасс, сделав его возвращение совершенно невозможным.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО