В этом году в бюджет записали 22 миллиарда поступлений от приватизации. Риски того, что будет недобор, велики, а значит, будет еще больше дефицит бюджета.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, оценивая принятие законопроекта о приватизации.
Продажи в сжатые сроки
«Чем дольше мы тормозим с приватизацией, тем больше отказываемся от института частного собственника. А это и новые рабочие места, и более высокие зарплаты. К сожалению, принятие закона еще ни о чем не говорит. В предыдущие годы принимались различные документы, но дальше слов никто не продвинулся. Это касалось различных сфер», – отметил Юрчишин.
По его мнению, сокращение сроков подготовки к продаже с 9-12 до 4-5 месяцев – весьма положительное решение, ведь редко длительные сроки чем-то помогают.
«Скорее наоборот – это дополнительные возможности торможения. Кроме того, если есть предприятие, которое представляет хоть какой-то интерес, то и инвесторы, и государство прекрасно знают и предполагают его стоимость», – подчеркнул экономист.
Он напомнил, что в некоторых странах практиковалась продажа за доллар или за одну немецкую марку.
«То есть те предприятия, которые не могут продать быстро, фактически должны быть проданы за наименьшую цену. Да, есть всевозможные злоупотребления, но злоупотребления на этой основе несут гораздо меньше рисков, нежели если процесс будут и дальше тормозить. В следующем году и во второй половине этого уже тяжело будет проводить рыночное преобразование. Потому лучше начать проводить процесс быстрее, не особо беспокоясь, за сколько предприятие будет продано. Важно, чтобы предприятия заработали», – продолжил специалист.
Ограничения для агрессора
Что касается участия россиян в приватизации, то это предмет не законопроекта, а инструментария, уточнил он.
«Поскольку вопросы прозрачности собственности находятся под контролем НАБУ, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, министерств, то не составит большого труда определить конечного бенефициара. Достаточно одного положения о том, что представители страны-агрессора не могут принимать участия в приватизации», – добавил Юрчишин.
По его словам, вряд ли будет много желающих.
«Банки, которые менее подвержены разного сорта механизмам, уходят с украинского рынка. Поэтому маловероятно, что здесь будут прецеденты, кроме отдельных предприятий. Прежде всего речь может идти об энергетическом секторе, но и там круг участников и агентов ограничен», – пояснил эксперт.
Проблемная приватизация
По его убеждению, то, что приватизация проходит достаточно тяжело, во многом является следствием торможения со стороны государства.
«Кроме того, ряду госпредприятий гораздо выгоднее сидеть на больших дотациях, руководству – получать хорошие зарплаты, которые покрываются из бюджета. Части предприятий выгодно быть в тени, официально быть убыточными и покрывать свои убытки за счет бюджета, не отвечая за эффективность работы», – отметил Юрчишин.
На его взгляд, здесь целый комплекс причин, но важны роль и место государства в этом процессе.
«Нужно, чтобы все прошло открыто, с допуском инвесторов, минимальными инвестиционными условиями. Это нужно, чтобы продемонстрировать, что политика государства всерьез и надолго. К сожалению, у нас власти часто рисуют большие перспективы, а когда нужно делать практические шаги, начинаются проблемы», – добавил эксперт.
Хороший честный конкурс сейчас мог бы стать неплохим стимулом, предположил он.
«Если мы еще три месяца будем размышлять, то лучше и вовсе ничего не начинать. С осени уже политические и популистские течения будут доминировать над экономическими», – резюмировал Василий Юрчишин.
По данным «Слова и Дела», еще в прошлом году вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив заверил, что до конца года будет принят закон о приватизации, проект которого предложило правительство. Однако обещание получило статус «не выполнено».