Порядок на дорогах: как изменится жизнь автомобилистов в 2018 году

Александр Радчукполитолог

В прошлом году народные депутаты приняли несколько законопроектов, которые усиливают ответственность водителей и владельцев авто. Прежде всего речь идет об увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения и законодательное решение проблемы с парковкой.

Ожидается, что уже в ближайшие месяцы парламент может рассмотреть и законопроекты, которые решат судьбу авто на иностранной регистрации. Очевидно, проблема «евроблях», которые заполонили улицы украинских городов, касается не только поступлений в госбюджет, но и безопасности на дорогах.

В целом же и парламент, и правительство очень медленно и неохотно осуществляют реформы в сфере безопасности дорожного движения. В последние годы руководство МВД не раз заявляло о необходимости создания системы автоматической видеофиксации нарушений ПДД по всей стране. Мол, такая новация изменит отношение водителей к безопасности, а «письма счастья» со штрафами будут поступать всем без исключения правонарушителям. Впрочем, все дедлайны по внедрению этой системы были сорваны – ни в 2016-м, ни в 2017-м система не начала работать.

Зато, именно по инициативе главы МВД Арсена Авакова для водителей были значительно повышены штрафы. Парламент принял соответствующие изменения и теперь в случае нарушения ПДД водителям придется выложить немалые деньги.

Действовать жестко в вопросе нарушения ПДД правоохранителей заставляет ситуация на дорогах. За последние несколько лет количество погибших в ДТП граждан значительно увеличилось. Речь идет прежде всего о трех основных категориях нарушений: превышение скорости, управление в состоянии алкогольного опьянения и грубое нарушение правил маневрирования.

По последним данным, которые есть на сайте Управления безопасности дорожного движения, за первые 8 месяцев 2017 года количество ДТП превышает аналогичный показатель 2016-го на 8,5 тысяч (или почти 9%). Возросло и количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими – это почти 17 тысяч случаев. Погибли 1996 человек и почти 22 тысячи были травмированы. Статистика не учитывает последних 4 месяцев 2017 года, но можем предположить, что ситуация не стала намного лучше. Вспомнить только о трагическом ДТП в Харькове в октябре прошлого года, в результате которого погибли сразу 6 пешеходов.

Противостояние с «евробляхами»

Наиболее политизированным вопросом относительно безопасности на дорогах является решение проблемы с водителями за рулем авто на иностранной регистрации. Этот вопрос уже расколол общество на два противоположных лагеря: часть граждан поддерживают жесткие меры в отношении «евроблях», предусматривающие растаможку по всем процедурам (т. е. зарегистрировать такое авто будет очень дорого) и штрафования. Другая часть водителей и владельцев авто поддерживают движение «евробляхеров», ведь речь идет не только о безопасности на дорогах, но и о либерализации правил растаможивания авто, предусматривающих уменьшение налоговых выплат в бюджет для б/у авто из Европы.

Интрига заключается в том, что и в правительстве, и в парламенте настроены жестко решить вопрос с авто на иностранной регистрации. Тогда как сами «евробляхеры» объединились в общественные инициативы и требуют существенно упростить растаможку пригнанных авто с ЕС. С такими требованиями они уже несколько раз устраивали протесты в столице, которые парализовали автомобильное движение.

В правительстве считают, что машины на еврономерах нужно регистрировать и правильно администрировать. «Я считаю, что все должны быть в равных условиях. И думаю, что все должны растамаживать автомобили по правилам, которые являются для всех одинаковыми», – заявил премьер-министр Владимир Гройсман. Впрочем, и он, и парламентарии допускают возможность пересмотра ввозных ставок для б/у авто именно из стран Евросоюза. Соответствующие законодательные изменения готовятся в профильном комитете Верховной Рады, который возглавляет представительница БПП Нина Южанина.

Будут ли предложенные законодательные изменения действительно компромиссными? В парламенте отмечают, что все проблемные вопросы будут предварительно обсуждены с представителями общественных организаций, представляющих интересы водителей-владельцев авто на иностранной регистрации. Чем закончится данная эпопея, сказать трудно, ведь на горизонте замаячил еще и фактор президентских и парламентских выборов. Поэтому и президенту, и правительству, и провластным политикам в парламенте ссориться с потенциальными избирателями сейчас не на руку.

Оштрафуют всех?

В свою очередь вопрос о наказании нарушителей ПДД очень актуален в обществе. Многие из автомобилистов поддерживают законодательные изменения по увеличению штрафов за опасное вождение транспортными средствами.

По инициативе МВД в конце 2017 года парламент одобрил изменения в законодательство, которые предусматривают значительное увеличение штрафов за безответственное вождение авто и других транспортных средств. Превышение максимальной разрешенной скорости движения (более чем на 50 км/ч) теперь будет стоить 3400 гривен (до изменений было 510 гривен). За управление авто в нетрезвом состоянии – при обнаружении алкоголя в крови в первый раз нарушителя ждет штраф в 10200 гривен и лишение водительских прав на 1 год. За повторный случай – 20400 гривен и лишение водительских прав на 2 года. В случае третьего такого же нарушения грозит штраф в 40800 гривен и невозможность управлять транспортными средствами на срок до 10 лет. Жестче штрафовать будут водителей и за отсутствие водительских прав – от 10200 гривен в первый раз и 40800 гривен в случае повторного нарушения.

Особенно беспокоит водителей изменения скоростного режима в населенных пунктах – с 60 км/ч до 50 км/ч. Соответственно, уменьшается и максимальная допустимая граница превышение скорости в +20 км/ч. По мнению владельцев транспортных средств, подобные новации должны касаться не всех без исключения участков автомобильных дорог, ведь это будет создавать искусственные проблемы в пропускной способности путепроводов. По мнению некоторых экспертов, уменьшение предельной скорости в населенных пунктах мало повлияет на безопасность движения для всех его участников.

Еще одна интересная новация, которую приняли на законодательном уровне, заключается в том, что с 2018 года первое водительское удостоверение будут выдавать на два года. Водитель имеет право обменять удостоверение на постоянное, если в течение двух лет с момента его получения он не будет иметь трех или более административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Если же такие нарушения были, обменять удостоверение на постоянное можно будет после составления практического и теоретического экзаменов в сервисном центре МВД. В ведомстве считают, что такие изменения заставят водителей более ответственно относиться к безопасности движения, кроме того сделают невозможным со временем банальную покупку водительских удостоверений как услугу через автошколы.

Сами водители считают, что без введения эффективной системы привлечения к ответственности повышение штрафов мало повлияет на безопасность движения. В парламенте до сих пор остается не рассмотренным законопроект №5184, который предусматривает и ряд других новаций в правилах безопасности на дорогах. В частности, документ предусматривает усиление ответственности за нарушение для всех участников дорожного движения – велосипедистов, пешеходов. Также законопроект может вернуть практику техосмотра авто, что является далеко не самой плохой идеей.

Парковочный коллапс

Наконец, в 2018 году должны серьезно измениться правила парковки и ответственность за их нарушение. В конце декабря народные депутаты приняли закон, который должен серьезно реформировать сферу парковки. Документ должен подписать президент, после чего он может начать действовать со второго полугодия нынешнего года.

Документ значительно совершенствует сам механизм привлечения к ответственности владельцев авто за нарушение правил парковки. Он предусматривает непосредственный контакт инспектора по парковке с владельцем авто для предупреждения и наложения штрафных баллов и штрафа. Кроме того, вводится возможность автоматической видеофиксации нарушения правил парковки, а также такие понятия, как режим съемки и записи в «ручном режиме». Что это значит? Полицейские и уполномоченные инспекторы по парковке с помощью камер со специально защищенной программой, которая автоматически отображает дату и время нарушения, GPS-координаты авто, смогут сразу накладывать штрафы на автовладельцев, которые сознательно нарушили правила парковки.

Закон очень четко определяет 17 случаев, согласно которым автомобиль может быть эвакуирован. Большинство из них связаны с препятствием движению других транспортных средств.

По мнению авторов закона, новый документ значительно усилит ответственность за нарушение правил парковки, введет «заочное» привлечения к ответственности. А уплаченные средства за парковку и штрафы вскоре можно будет направить на развитие транспортной и парковочной инфраструктуры. Так или иначе, вопрос легальной парковки в больших городах остается актуальным как никогда. И прежде чем штрафовать водителей за неправильную парковку, следовало бы предусмотреть хоть какую-то альтернативу. Или по крайней мере обеспечить единые правила для всех без исключения – например, запрет въезда крупногабаритного транспорта в центр города или вообще ограничение автомобильного движения в исторических частях крупных городов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО