Антикоррупционный суд: правки МВФ ограничивают суверенитет Украины

Президентский законопроект об антикоррупционном суде значительно ограничивает количество претендентов на должность судьи ВАС.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

«Согласно проекту закона, предложенного президентом, право быть судьей антикоррупционного суда может принадлежать только лицам, имеющим опыт деятельности в международных правительственных организациях по вопросам борьбы с коррупцией. Но таким образом заранее ограничивается большое количество претендентов на должность судьи Высшего антикоррупционного суда. Также прописываются критерии, по которым не могут быть избраны судьями те, кто последние 10 лет работал в органах прокуратуры. При этом не указываются другие содержательные характеристики. Например, человек мог работать в последнее время в прокуратуре, но это не значит, что она обязательно совершал какие-то преступления, из-за которых его должны отстранять от конкурса на должность судьи ВАС», – пояснил эксперт.

По его словам, было бы понятно, если бы претендент на должность судьи был люстрован. А так объяснение, почему устанавливаются такие требования, не совсем понятны, и на это обращают внимание большинство экспертов.

Второй дискуссионный момент в законопроекте касается Общественного совета международных экспертов, которые, с точки зрения МВФ, должны иметь право определяющего голоса по кандидатам на должность судей ВАС.

«В проекте закона, наоборот, указывается, что Общественный совет международных экспертов не имеет возможности принимать окончательное решение относительно кандидатов, которые хотят занять должности судьи ВАС. То есть ее решение может быть преодолено Высшей квалификационной комиссией судей. Такая же модель применялась во время конкурса в Верховный суд, когда решение общественного совета добродетели могло (и было) преодолено Высшей квалификационной комиссией судей. Тогда значительная часть претендентов, против которых выступал общественный совет добродетели, стали судьями. Поэтому международные межправительственные организации хотели бы иметь право решающего голоса в случае с избранием судей ВАС. Но это фактически означает, что Украина уступает часть своего суверенитета. И это является самой большой проблемой и основанием для дискуссий», – считает Москалюк.

Еще одним камнем преткновения стала норма о том, что кассационной инстанцией проект закона определяет Высшей уголовный суд. То есть тот суд, который был создан согласно закону «О судоустройстве и статусе судей».

«И международные эксперты, и представители общественности заявляют, что они не доверяют конкурсу, который состоялся в Верховный суд. Не хотят, чтобы так было. Хотя мало кто углубляется в законодательство, чтобы исследовать компетенции Высшего уголовного суда, которые на самом деле достаточно ограничены. Например, ВКС не может изменять наказание», – отметил он.

Кроме того, по словам Москалюка, в проекте закона не определены четкие сроки прохождения каждого из этапов процедуры отбора. «Эта проблема создает правовую неопределенность», – добавил он.

Ранее сообщалось, что антикоррупционный суд в Украине начнет работу в 2018 году.

Как выполняет обещания глава государства – в его досье по ссылке.

Также аналитики портала рассказали о мировой практике создания подобных органов.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО