На прошлой неделе, не приходя в сознание, в больнице от тяжелых травм, полученных в ужасном ДТП в Харькове, умерла 26-летняя Диана Берченко. К сожалению, девушка стала шестой по счету жертвой роковой аварии на улице Сумской, которая произошла вечером 18 октября.
Эмоции по поводу вины главной виновницы ДТП не угасли. Однако появились и другие обстоятельства, которые предварительно доказывают, что причиной столкновения двух авто могло быть нарушение правил не только со стороны водителя «Лексуса», но и «Туарега».
Впрочем, степень вины и приговор должен установить суд. Пока следствие разбирается в обстоятельствах ДТП, согласно решению судьи, на время расследования основную подозреваемую – 20-летнюю Елену Зайцеву – решено держать под стражей.
А вот среди сознательных граждан в который раз актуальным стал не только вопрос наказания виновников громких ДТП, но и необходимость изменения отношения к соблюдению правил дорожного движения. Ведь это вопрос безопасности для каждого из нас. Очевидно, что пора прекращать практику управления транспортными средствами так, как будто правила носят рекомендательный характер, и переходить к жесткому соблюдению норм безопасности движения. С чего стоит начать?
Водительские с препятствиями
До сих пор на некоторых украинских сайтах и досках объявлений можно найти предложения по «помощи» или же «содействии» в получении водительского удостоверения. Для этого нужно предоставить ряд документов, заказчика по всем инстанциям сопровождают опытные «юристы», а все переговоры происходят сугубо конфиденциально. Тем не менее, убеждают в своих объявлениях «консультанты» по получению водительских прав, все вроде бы в рамках закона. Стоимость «стандартного» сопровождение стартует от 5 тысяч гривен, тогда как в случае необходимости ускорить процедуру или при наличии у клиента определенных проблем стоимость повышается до 20 тысяч гривен.
Официально купить права в Украине якобы невозможно. В этом активно убеждал общественность советник министра МВД Антон Геращенко еще осенью 2015 года. Для этого вводится более строгий надзор за тестированием граждан, желающих получить водительское удостоверение. А с июня этого года ввели новые правила сдачи экзамена на получение водительских прав различной категории. Каждый желающий может предварительно протестировать новые билеты на получение водительского удостоверения в режиме онлайн.
Кроме того, начальник Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий пообещал, что до конца 2017 года за процессом сдачи экзаменов внедрят фото и видеофиксацию. Это еще один шаг, который должен сделать невозможным коррупционные схемы в процессе получения водительского удостоверения.
Для водителей, которые уже имеют удостоверение, пока ничего не изменилось. Правда, все чаще звучат две важные инициативы – проверка состояния здоровья водителей каждые 5 лет и ежегодный обязательный техосмотр транспортного средства. По мнению экспертов, эти инициативы вряд ли существенно повлияют на уменьшение смертности на дорогах, ведь любая справка в Украине со временем превращается в формальность, а значит, в источник коррупционных рисков.
А вот введение системы начисления штрафных баллов и пересдача тестов в подтверждение способности адекватно управлять авто – это новшество стоило бы позаимствовать именно из европейского опыта. К слову, подобные нормы уже существуют в соответствующих законопроектах, которые Верховная Рада могла бы проголосовать в ближайшее время.
Кроме того, стоит обратить особое внимание на сертификацию автошкол и качество преподавания в них. Важная деталь, о которой говорят эксперты по вождению авто: украинские водители почти не готовы к так называемым «экстренным» случаям вождения. Во время учебы инструкторы обучают базовым навыкам, которые вряд ли могут помочь при управлении транспортными средствами в условиях ухудшения погоды, гололеда, сильного снегопада или во время передвижения по плохому дорожному покрытию и тому подобное.
Штрафуют всех?
Сами высокие штрафы вряд станут действенным средством в борьбе с нарушителями ПДД. Нужны еще два компонента: неуклонность наказания и мотивация избегать нарушения.
Сейчас в правительстве и парламенте в который раз обсуждают возможность увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения. Пока высокие штрафы и самые серьезные последствия ожидают водителей за вождение транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – 10200 гривен. В случае повторного случая в течение года суд может конфисковать водительские права сроком до 3 лет, да еще и назначить нарушителю исправительные работы. А вот отказ от экспертизы на алкоголь или повторное вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения грозит штрафом в 20400 гривен. В то же время наказание за превышение скорости сейчас составляет 255 гривен. Не менее злостные нарушения будут стоить нарушителю не так уж и много – от 500 до 2500 гривен.
Во многих странах Европы штрафы ненамного больше. Впрочем, граждане знают о неотвратимости наказания и имеют совсем другую мотивацию таки соблюдать ПДД. Например, в Польше за отсутствие автокресла или не пристегнутый ремень придется заплатить 100 и 150 злотых соответственно (735 и 1100 гривен). В Германии после повышения штрафов за разговоры по телефону во время управления авто придется выложить уже не 60, а 100 евро (3100 гривен). Конечно, заработки поляков и немцев отличаются от украинских зарплат, впрочем, европейцев заставляют подчиняться правилам дорожного движения благодаря другим рычагам.
Прежде всего те, кто часто нарушает ПДД, получают определенный «неблагонадежный» статус в соответствующем государстве. Информацию о нарушителе, кроме органов полиции, в соответствующих базах данных могут проверить все желающие. А это и налоговая, и банки, и страховые агенты, и потенциальные работодатели. Конечно, доверие к такому неправомерному поведению гражданина падает, и жить становится дороже. Дорожают все виды страховки, банки могут отказать в предоставлении кредита, а органы власти ограничить выезд человека за границу, пока он должным образом не оплатит все штрафы за нарушение ПДД. Поэтому нарушать за рубежом вредит не только кошельку, но и статусу человека. Конечно, если учитывать, что система работает правильно и к ответственности привлекаются все без исключения нарушители.
Угроза «судов Линча»
Конечно, одними штрафами исправить ситуацию не получится. Нужно менять некоторые правила дорожного движения и создавать новые условия для их выполнения. Усиливать ответственность всех участников дорожного движения, а не только водителей.
Касательно изменений в правилах, то в правительстве уже планируют первое существенное нововведение – уменьшение предельной скорости в городах и селах с нынешних 60 км/ч до 50 км/ч. Кроме того, речь идет и об улучшении дорожной инфраструктуры – это и появление отбойников, и надлежащее освещение, и качество дорожного покрытия, и разметка с выделением зон передвижения для различных видов транспорта.
Конечно, все эти нововведения будут влиять и на логистические возможности дорог. Стоит отметить, что за рубежом, кроме дорог общего пользования, существуют и платные автобаны, на которых официально разрешено скоростное движение для авто. Конечно, ограничения есть и там, однако риски для остальных участников дорожного движения максимально снижены. Чего не скажешь об украинских реалиях, где альтернатив обычным дорогам крайне мало, а большинство из них проходит через населенные пункты.
Крайне важным остается и вопрос введения видеонаблюдения и фиксации нарушений правил дорожного движения. Данная технология задействована во всем мире, тогда как в Украине ее внедрение тормозится с 2015 года. Причины разные: то пробелы в законодательстве, то отсутствие средств для оснащения дорог необходимыми камерами и создание соответствующих центров по мониторингу. Тем временем люди продолжают погибать, а виновники смертельных ДТП часто могут не получить должного наказания за совершенные нарушения. Особенно, когда речь идет о высокопоставленных чиновниках, политиках, их родственниках, детях.
Отсутствие порядка на дорогах может повлечь серьезные политические последствия. Ведь увечье или смерть людей в результате грубых нарушений ПДД и пренебрежение всеми возможными законами физики сопровождаются общественным резонансом с очень высокой эмоциональной составляющей.
В Украине уже были случаи, когда граждане, став свидетелями ДТП, пытались без суда и следствия «разобраться на месте» с виновником происшествия. Особенно, если такие действия повлекли пагубные последствия для жизни или здоровья их родственников и близких. Такие настроения в обществе возникают не на пустом месте: граждане чуть ли не ежедневно видят, как некоторым виновникам смертельных ДТП удается избежать должного наказания. Поэтому в таком случае что может остановить убитого горем человека или даже группу лиц от совершения некоего «суда Линча» над нарушителем? Неверие в справедливость помноженное на чувство безысходности и человеческого горя может повлечь страшные последствия. В подобных тенденциях крайне высокая опасность как для всей правоохранительной системы и судебной власти, так и для государства и его органов власти в частности. Ведь удержать контроль и выступить арбитром в таких ситуациях государство и его представители уже не в состоянии. Именно поэтому к вопросу безопасности на дорогах стоит отнестись очень ответственно и власти, и гражданам. Пренебрежение нынешней ситуацией на дорогах – это прямой путь к правовому нигилизму и огульной анархии.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»