Украина на рынке ЕС: как власть продает электричество за границу и кто остается в проигрыше?

Андрей Герусэксперт в энергетической сфере

За 9 месяцев этого года Украина увеличила экспорт электроэнергии на 48%. При этом компания ДТЭК контролирует почти 100% экспорта. То, что мы в полтора раза увеличили показатели экспорта, является следствием монополии, которая имеет негативные последствия для потребителей.

Об этом на своей странице в Facebook написал эксперт по вопросам энергетики Андрей Герус, передает «Слово и Дело».

«В Европу экспортировали 3,2 миллиарда киловатт-часов. Эта электроэнергия полностью была изготовлена ​​угольными ТЭС. 80% затрат ТЭС – это уголь. Таким образом, «экспорт угля по проводам» составил 1,6 миллиона тонн. Просто экологически вредный уголь с серой более 1% в Европу не проходит. Поэтому сожгли его здесь, серу и СО2 оставили украинским гражданам, а электроэнергию отправили в Европу», – пояснил Герус.

Эксперт отметил, что данная ситуация совершенно не вяжется с якобы дефицитом угля.

В марте-июле в Европу украинскую электроэнергию продавали дешевле, чем украинским потребителям на оптовом рынке. В другие периоды этого года – дороже.

По его словам, экспорт в Молдову составил 970 миллионов киловатт-часов, и начался с 1 апреля этого года, в период действия чрезвычайного положения в энергетике.

«Экспорт в Молдову – это микс тепловой генерации и «Энергоатома», поэтому точно сказать, сколько сожгли угля для этого экспорта, сложно. 200 тысяч тонн – более-менее корректное предположение», – добавил он.

При этом энергетик напомнил, что продажа украинской электроэнергии в Молдову производится дешевле, чем продажа украинской электроэнергии украинским потребителям.

«Итак, «экспорт угля по проводам» составил не менее 1,8 миллиона тонн угля (марка Г). И теперь главное – пафосно, с большим пиаром, импортировать 0,1 миллиона тонн. Это нужно для того, чтобы всех заставить поверить в большую энергодефицитнисть и платить по формуле «Роттердам плюс», – уточнил специалист.

«А если и ТЭС, и уголь, и экспорт в руках одного монополиста, то план абсолютно реалистичный и рабочий. Монополия – это не просто какое-то плохое слово, это возможность делать все то, что как раз и делают у нас», – резюмировал Андрей Герус.

«Слово и Дело» зафиксировало 33 обещания министра энергетики Игоря Насалика, большинство из которых имеют статус «в процессе». Общий показатель уровня его ответственности – 15%.

Подробнее о деятельности Минэнерго – в материале «Министр со спортивными амбициями. Как работается в Минэнерго Игорю Насалику».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО