Россия продолжает нести потери в Сирии. Так, 6 октября появилась информация о том, что в восточной Хаме сбит еще один российский вертолет. Судьба экипажа неизвестна, но не исключено, что люди погибли. Ранее мы уже сообщали о том, что в Сирии погибли как минимум 50 российских военнослужащих. Среди них были и довольно высокопоставленные офицеры, потеря которых является очень болезненной для ВС РФ. Кто все эти люди и много ли видных офицеров российской армии сложили голову в заграничных военных авантюрах Кремля?
В настоящее время Россия ведет две войны за пределами своей территории – в Украине и в Сирии. Присутствие российских войск на территории Украины Кремлем не признается, поэтому более или менее точно подсчитать количество погибших российских военных на территории нашей страны не представляется возможным.
Война в Сирии является «официальной», поэтому Минобороны РФ ведет учет потерь и называет имена погибших. Впрочем, скорее всего, этот список является неполным, потому что на официальном уровне признается присутствие в Сирии российского авиакрыла, а про «наземных специалистов» Кремль старается умалчивать. Как сообщило российское издание «КоммерсантЪ», по состоянию на конец сентября, Россия, признала 38 своих погибших в Сирии (если подсчитать поименно, получается около 50 человек). Однако в этот список не вошел полковник Валерий Федянин, подорвавшийся на фугасе в Дейр-эз-Зоре, в последний день сентября. Так сколько же высокопоставленных российских военных погибли в сирийской войне?
Потери в старшем офицерском составе российская армия начала нести уже в 2015 году, спустя недолгое время после своего вмешательства в сирийскую войну. Так 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский фронтовой бомбардировщик Су-24М, который залетел на территорию Турции. Командир бомбардировщика 45-летний подполковник Олег Пешков и штурман Константин Мурахтин катапультировались. Олег Пешков погиб от огня с земли во время приземления, а штурмана эвакуировали во время спасательной операции. Подполковник Олег Пешков за время службы освоил пять типов самолетов и налетал 1750 часов.
3 февраля 2016 года Минобороны РФ сообщило о гибели в сирийской провинции Хомс российского военного советника, попавшего под минометный обстрел. Это был 42-летний подполковник Иван Черемисин – его смерть подтвердил сам Владимир Путин. По официальной версии, подполковник Черемисин не участвовал в боевых действиях, а занимался обучением сирийских военных. Вместе с российским подполковником погибли четверо курсантов сирийской армии. У подполковника Черемисина остались восьмилетний сын и дочь-студентка вуза.
8 июля 2016 года боевики «Исламского государства», вблизи Пальмиры, сбили российский вертолет Ми-35М. Экипаж: командир – полковник Ряфагать Хабибуллин и лейтенант Евгений Долгин, погибли на месте. Полковник Хабибуллин – видный российский специалист. До поездки в Сирию он командовал 55-м отдельным вертолетным полком российской армии полка и подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в сложных условиях. Имел за плечами две чеченские кампании, участие в осетино-ингушском конфликте, а также в войне в Грузии в 2008 году. На момент своей гибели налетал более 3300 часов, из них свыше 2800 часов посвящались боевым задачам. Владел всеми типами и модификациями вертолетов Ми-8, Ми-24, Ми-28 и считался наиболее опытным пилотом российских ВВС.
7 декабря 2016 года в Алеппо погиб полковник Руслан Галицкий, находившийся в Сирии как военный советник. А до этого полковник командовал в Бурятии 5-й гвардейской отдельной танковой бригадой.
3 мая 2017 года Минобороны РФ заявило о гибели в Сирии российского военного советника подполковника Алексея Бучельникова. Это произошло в результате снайперского обстрела боевиками одного из подразделений сирийской армии, занимавшегося боевой подготовкой.
23 сентября 2017 года в результате минометного обстрела в Дейр-эз-Зоре погиб генерал-лейтенант Валерий Асапов.Этот человек напрямую был связан с войной на Донбассе, потому что, до поездки в Сирию командовал так называемым 1-м «армейским корпусом» незаконной «ДНР». По неофициальной версии, высказанной российским блогером Анатолием Несмияном (el-murid), который внимательно отслеживает события на Ближнем Востоке, Асапов погиб еще раньше – 16 сентября, попав в засаду. Вместе с ним мог погибнуть еще один полковник – Рустем Абзалов.
И, наконец, 1 октября 2017 года тот же Несмиян сообщил о гибели в Сирии полковника Валерия Федянина, командира 61-й Киркенесской бригады морской пехоты Северного флота. Он скончался в Дейр-эз-Зоре от несовместимых с жизнью ранений, подорвавшись на фугасе.
…Итого получается 8 офицеров – достаточно серьезных специалистов, потеря которых может сказаться на боевых возможностях российской армии. При этом, уже 6 октября, в соцсетях, появились сообщения о том, что в Сирии, в восточной Хаме, сбит российский вертолет. О судьбе экипажа ничего не сообщается, поэтому нельзя исключить, что мартиролог погибших российских полковников и генералов в ближайшее время удлинится.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»