Деньги для ВСУ: сможет ли армия потратить самый большой бюджет

Денис Поповичжурналист

В конце прошлой недели Кабинет министров утвердил проект государственного бюджета на 2018 год. В нем предусматривается существенное увеличение финансирования сферы национальной безопасности и обороны – более чем на 20 миллиардов гривен. Судя по всему, большую часть этих денег получит Минобороны, в результате чего, по словам главы военного ведомства Степана Полторака, армия перейдет от бюджета содержания к бюджету развития. Однако в последнее время проблема потратить деньги становится для армии такой же серьезной, как и проблема их получить.

В новом проекте бюджета на 2018 год, который Кабинет министров принял 15 сентября и уже направил в парламент, предусматривается существенное увеличение финансирования оборонной сферы – почти до 165 миллиардов гривен. Если учесть, что в 2017 году на нужды национальной безопасности было выделено 134,5 миллиардов гривен (позднее расходы увеличивались, к примеру, в начале августа президент Петр Порошенко подписал указ о выделении дополнительных 6 миллиардов на развитие оборонного сектора), то можно сказать, что общее финансирование всех силовых структур будет повышено практически на 20 миллиардов гривен.

Судя по всему, львиную долю этих денег получит Министерство обороны. По словам главы военного ведомства Степана Полторака, в будущем году на нужды армии проектом бюджета предлагается выделить 83,3 миллиарда гривен, то есть на 20 миллиардов больше, чем в текущем. «Предполагается в два с половиной раза увеличить финансовый ресурс на развитие вооружения и техники. Мы переходим от «бюджета содержания» к «бюджету развития», – пояснил он.

Таким образом, если в бюджете 2017 года на модернизацию и закупку вооружений и военной техники было выделено 6,4 миллиарда гривен, то в бюджете 2018 года Минобороны планирует получить на эти цели порядка 15-16 миллиардов. Направления, на которые планируется потратить эти средства, назывались ранее. Это закупка новейших танков «Оплот» (около $5 миллионов за единицу), оснащение армии новейшими средствами радиоэлектронной борьбы и беспилотными комплексами, принятие на вооружение новых ракетных комплексов, к примеру, ракетного комплекса «Ольха», который сейчас активно испытывается.

Напомним, ракетный комплекс «Ольха» выполнен на базе советской реактивной системы залпового огня «Смерч», но оснащен корректируемой ракетой разработки киевского КБ «Луч». По сути, это высокоточное оружие, по дальности действия сопоставимое как минимум с ракетными комплексами «Точка-У» (до 130 километров), которые были приняты на вооружение еще в середине 1970-х годов.

Кроме того, ранее секретарь СНБО Александр Турчинов заявил о необходимости повысить денежное обеспечение военнослужащим. Прежде всего должностных окладов и окладов по воинскому званию. В целом, если предложения Кабмина будут поддержаны парламентом, то в 2018 году армия получит самый большой бюджет за всю историю существования. Он действительно позволит хотя бы в небольших количествах перейти к закупкам нового оружия, а значит, начать техническое переоснащение армии. Кроме того, этот же бюджет, скорее всего, позволит повысить денежное содержание военнослужащим, а значит, улучшить их мотивацию. Все это, безусловно, пойдет на пользу обороноспособности нашей страны.

Однако это лишь в том случае, если этот бюджет будет принят. Напомним, Вооруженные силы Украины за всю свою историю еще ни разу не могли получить желаемое количество средств (правда, чаще всего требования военных урезались уже на уровне обсуждения бюджета в Минфине). Кроме того, 83,3 миллиарда – это все же довольно мало, если учесть, что еще в прошлом году критическая потребность в финансировании ВСУ составляла 85 миллиардов гривен. Отметим, что мировой опыт предлагает рассчитывать потребности армии по следующей формуле – $10 миллиардов на 100 тысяч военнослужащих. А поскольку численность ВСУ составляет около 250 тысяч человек, легко подсчитать оптимальный уровень финансирования по этой формуле – порядка $25 миллиардов.

Вторая проблема – это невыполнение государственного оборонного заказа, которое приобрело хронический характер. По информации члена комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрия Тымчука, из-за этого армия на передовой не может получить новейшее оборудование. В частности, в 2016 году госпредприятия начали работать над гособоронзаказом в мае, а в 2017 году по состоянию на начало июля эта работа еще не началась. Одна из причин – это бюрократия при реализации уже утвержденного госзаказа: из-за затягивания подписания договоров на производство техники ВСУ не могут получить ее вовремя.

По словам Тымчука, в том числе из-за бюрократии, новые бронетранспортеры БТР-3, которые активно используются Нацгвардией и уже поучаствовали в боевых действиях на Донбассе, до сих пор не приняты на вооружение армии, а поэтому не могут быть включены в гособоронзаказ.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО