Внеочередные выборы, окончательное решение судьбы Донбасса, кардинальные реформы – всего этого и ещё всякого разного мы уже традиционно ждём от каждого нового политического сезона. Будет ли предстоящая осень особенной? Будет – по ряду объективных причин. А для любителей конспирологии и мистики достаточно и того факта, что у нас на носу октябрь 17-го года. Хотя этого словосочетания впору бояться нашим северным соседям. А чего ждать нам? 10 самых важных тенденций будущей осени мы и решили обозначить.
Уголовно-политических дел за лето (и особенно за последние его дни) поднакопилось немало. Прежде всего это два резонансных, но таких разных дорожно-транспортных происшествия. 18 августа во Львовской области погибла молодая женщина в результате ДТП с авто, принадлежащим известному львовскому бизнесмену Петру Дыминскому. Эта трагедия, к сожалению, далеко не единственная, в которой фигурируют богатые и влиятельные украинцы. Но вокруг этой аварии тут же разгорелись нешуточные страсти: был ли за рулём сам бизнесмен? На эту тему неустанно пишет главное медийное лицо МВД – нардеп Антон Геращенко. Сделал заявление и лично генпрокурор Юрий Луценко (а многие ли аварии комментируют руководители его уровня?). Девиз Геращенко: «перед законом все равны». То есть в данном случае внештатный советник министра внутренних дел пытается внушить нам, что если докажут вину Дыминского, то ему не избежать наказания невзирая на статус «сильного мира сего». Но что-то никак не припоминается такая же активность г-на Геращенко в истории с новогодней стрельбой его коллеги по фракции «Народный фронт» Сергея Пашинского по гражданину Химикусу.
Почему прижали Дыминского, «сбежавшего» в Женеву? Все наблюдатели едины во мнении: строптивого бизнесмена пытаются «склонить к хорошему поведению». Речь не только о многомиллиардных бензиновых делах, по которым он сильно разругался со своим многолетним партнёром – министром энергетики Игорем Насалыком. Данную историю, похоже, власть попытается использовать как минимум для «отжима» телеканала ZIK, принадлежащего Дыминскому. Тональность освещения украинских реалий на этом канале достаточно критическая, но наибольшим раздражителем как минимум для Администрации президента наверняка было ток-шоу Михеила Саакашвили. Для скептиков оговорюсь: невъездной политик мог бы вести программу дистанционно, из-за рубежа – современные технологии позволяют делать это без особых проблем.
Второе ДТП произошло в субботу, 26 августа. «Бентли» под управлением сына народного депутата Нестора Шуфрича на скорости сбило мужчину на пешеходном переходе в центре украинской столицы. Нестор Шуфрич-младший не пытался скрыться с места аварии, а вместо себя усадить на водительское кресло какого-нибудь охранника (именно в этом подозревают Петра Дыминского). Морального аспекта происшествия касаться не станем, но с чисто юридической точки зрения в последнем ДТП у виновника предостаточно смягчающих обстоятельств, а кроме того пострадавший остался жив и семья Шуфричей всячески способствует его лечению. Попытаются ли это ДТП использовать против оппозиционного политика Шуфрича? Вряд ли. А вот против Дыминского в качестве примера достойного поведения виновника аварии – обязательно.
Целая пачка коррупционных дел должна этой осенью попасть в суд. Среди них долгоиграющие дела экс-нардепа Николая Мартыненко, отстранённого от должности главы ГФС Романа Насирова и целого ряда других. Возможно, следователи проявят расторопность и закончат производства по народным депутатам, в отношении которых парламент разрешил расследовать уголовные производства: Полякова, Розенблата, Довгого (у последнего, кстати, зимой уже истекает срок давности по преступлению, которое ему инкриминируют). А на очереди новый «список Холодницкого»: руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры уже проанонсировал в ближайшее время несколько новых представлений в парламент о снятии депутатской неприкосновенности. Кстати, никто так и не смог внятно пояснить: почему же депутаты под занавес прошлой сессии парламента так и не удосужились ликвидировать институт полной депутатской неприкосновенности? Сделать это обещают на каждых выборах едва ли не все кандидаты в депутаты, а на торжествах по случаю Дня Конституции отменить неприкосновенность депутатов прямым текстом потребовал Президент.
Но есть и сугубо украинская особенность нашей любимой забавы – показной борьбы с коррупцией. В поле зрения правоохранителей попали и так называемые «антикоррупционеры». Речь не о привлечении к ответственности Виталия Шабунина за хулиганскую выходку (уголовное преследование которого его фанаты называют… «политическими репрессиями»!). Мы говорим об уголовном производстве №32017000000000081, открытом налоговиками в отношении должностных лиц ОО «Центр противодействия коррупции». Углубляться в суть дела не будем, а отметим лишь, что глава организации Виталий Шабунин, формально как бы ратующий за правовое государство, называет следователей «клоунами Порошенко», а заявителей – «клоунами Мартыненко». К какой категории клоунов Шабунин относит себя, он не уточняет.
Выборы этой осенью обязательно будут. Но не в парламент, а местные по всей стране – в сельские и поселковые советы, а также в органы местного самоуправления новосозданных объединённых территориальных громад. Все серьёзные политсилы активно в этом процессе участвуют, оттачивая технологии накануне вполне возможных внеочередных парламентских выборов. А вот их вероятность вовсе не стопроцентная. У нас не только коалиции де-факто нет, но даже и внутри двух провластных фракций глубокие противоречия и расколы! О противостоянии «винницких» и «кононенковских» в БПП давно известно (о «еврооптимистах» и вовсе умолчим), а знаете ли вы, что даже в «Народном фронте» с его одним процентом народной поддержки не то 5, не то целых 6 конкурирующих групп?!
Перевыборы выгодны сегодня лишь реально («Батькивщина») оппоцизионным и формально оппозиционным силам, среди которых немало неформальных союзников президента. Тому же «пламенному оппозиционеру» Ляшко. Тому же Вадиму Рабиновичу, отщипнувшему немалый кусок от электорального пирога бывших «регионалов» своими популистскими тезисами ещё времён Кучмы: «двуязычие», «внеблоковость», «федерализация». Но главная проблема – это даже не ЗАЧЕМ идти на выборы, а С ЧЕМ? Безвиз есть, закончить АТО в считанные часы власть обещать уже не будет. А все реформы нам лишь анонсированы – такое впечатление, что это правительство сформировано только что избранным парламентом. Но и выборы в парламент тоже ожидаются этой осенью. Правда, в отдельно взятом округе в Киеве вместо депутата Константиновского, который решил уйти из политики. На примере этих выборов можно будет посмотреть на то, какие новые месседжи готовы представить избирателям различные политические силы и станут ли избирательные технологии хоть немного чище по сравнению с тем, что творилось на выборах в Чернигове.
Реформы нас ожидают колоссальные: сказочная пенсионная, непонятная образовательная, «страшная» медицинская, долгожданная земельная. Вернее, нам их пока только представляют как грандиозные. Большинство из них должны начаться именно этой осенью, т.к. в следующем политическом сезоне – будущей весной, за год до выборов президента, никаких решительных реформ никто уже начинать не будет: зачем портить рейтинги и испытывать судьбу? Так что нынешняя осень – последнее «окно возможностей» для серьёзных реформ. А их от нас настойчиво требуют западные партнёры, благодаря материальной и моральной поддержке которых действующая власть до сих пор не обанкротилась ни геополитиески, ни финансово. Правительство Украины политически легитимно лишь при наличии сформировавшей его коалиции, поэтому вместо выборов большинство попытаются в самое ближайшее время слепить из того, что есть. Говорят, что «материалом» для дотягивания формального парламентского большинства до фактического будут внефракционные депутаты, а также нардепы из разваливающейся депутатской группы «Воля народа».
Погода в этом аграрном сезоне капризничала под стать политикам. Поэтому виды на урожай не слишком оптимистичные. В советское время новости с таким тэгом выходили регулярно, а сейчас их незаслуженно обходят вниманием: не блогерское это дело – рассуждать о предстоящем урожае. Тем не менее в стране с огромной долей аграрного комплекса в экономике это важный фактор, не упомянуть о котором нельзя. Так вот, экономисты прогнозируют рост цен на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем рынке и значительное сокращение валютной выручки – из-за снижения объёмов экспорта и низких цен на внешних рынках. Но несмотря на это, премьер-министр радостно отрапортовл в соцсетях: агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Украины до уровня CАА2 и изменило прогноз со «стабильного» на «позитивный». Нам в очередной раз не позволили свалиться в прорву дефолта.
А вот у кого круглый год урожай, так это у руководителей государственных предприятий! Детективы НАБУ расследуют более 100 уголовных производств о коррупции в руководстве госпредприятий. Это к вопросу об эффективности государства в качестве собственника предприятий. От НАБУ, которое считается «детищем» Вашингтона, за океаном знают о масштабах коррупции во всех деталях. Но пока продолжают нас поддерживать. НАБУ не скрывает и от нас: «большинство таких преступлений связаны с хищением имущества и средств госпредприятий, закупкой товаров и услуг по завышенным ценам, поставкой продукции через посредников по ценам, значительно меньше рыночных». В Бюро говорят, что суммарные убытки от этих преступлений составляют 20 миллиардов гривен! Что это, как не наглое и циничное мародёрство?! Но антикоррупционным Майданом у нас пока и не пахнет. Да что и говорить после того, как мы «проглотили» и «Панамагейт» с оффшорами президента и прочих руководителей государства, а также быстро отошли от шока после электронного декларирования, вскрывшего миллионные и миллиардные состояния даже тех чиновников, которые ни дня не работали в бизнесе?
Снимать напряжение в обществе и демонстрировать отрешение новой власти от всего старого в определённой мере был призван заочный суд над Януковичем. Но перспективы его туманны, особенно после показаний ключевых свидетелей о том, что Путина в Крым призывал лидер тамошних сепаратистов и коллаборантов оккупации Сергей Аксёнов, а не Янукович. Доказательная база в деле об измене Януковича довольно слабая, а общественный интерес к этому делу очень вялый. Трудно сказать что власть сможет выжать с точки зрения политических баллов из этого процесса, но затягивать его точно не станут – к зиме должен будет прозвучать приговор. Но вряд ли кто-то получит вследствие этого моральную сатисфакцию. Зато Луценко с почти чистой совестью сможет вернуться из «командировки» в ГПУ снова в большую политику – лидером президентской партии, избирательного штаба кандидата в президенты Петра Порошенко, первым номером списка БПП на будущих парламентских выборах – не суть важно, главное, что он снова окажется на своём месте.
И появится, таким образом, в руководстве страны очередная «кадровая дыра». А у нас их уже и без того немало и латать их нужно срочно – это и будет ещё одним важным делом в предстоящем политическом сезоне. Новый состав ЦИК, уполномоченный ВР по правам человека, глава Счётной палаты, полноценный министр здравоохранения, новые министры АПК и информполитики (вместо собирающихся в отставку нынешних), глава НБУ, глава Государственной фискальной службы, глава Фонда госимущества, глава НКРЭКП – это ещё далеко не полный перечень вакансий, которые не спешат, но вынуждены будут заполнить в ближайшее время президент, правительство и парламент. А ещё нужно срочно назначить новый состав реформируемого Верховного суда, после чего взяться за суды низших инстанций, а кадров критически не хватает – за год мало что изменилось.
Традиционно осенью прогнозируются подвижки в решении дальнейшей судьбы Донбасса. Долгое время все ждали некоей «большой сделки» между Москвой и Вашингтоном типа «Сирия в обмен на Украину». И стороны к ней вроде бы приблизились, но всё может произойти совсем не так, как все ожидали: США могут согласиться с тем, что Россия оставит за собой право отстаивать свои интересы в Сирии (а не в Украине), но уйдёт с Донбасса (а не из Сирии). Уходить Москва будет только на условиях «сохранения лица» - как минимум добившись особого статуса для ныне оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Накануне выборов Путина в марте будущего года такая «победа» значительно мобилизовала бы его электорат. Нужна победа и Петру Порошенко, ведь без решения проблемы Донбасса второй президентский срок ему явно не светит. Помочь президенту протащить особый статус ОРДЛО готов «Оппоблок» и прочие пророссийские силы в парламенте, но делать это нужно будет поскорее, чтобы разговоры о «сдаче интересов Украины на Донбассе» уже улеглись к моменту выборов президента Украины весной 2019 года и осталась только радость от прекращения войны на востоке Украины. О Крыме, к сожалению, в рамках такой «сделки» речь не идёт – так уверяют и украинские, и зарубежные эксперты.
Даже не осенью, а уже в ближайшие дни прогнозируется начало масштабной вирусной кибератаки на Украину. Готовы ли мы к ней после недавнего «нашествия» вируса Petya? Этот вирус, кстати, по мнению экспертов СБУ, преследовал конкретную цель: «сбор данных о предприятиях Украины (электронные почты, пароли к учетным записям, которые используются предприятиями и их сотрудниками, реквизиты доступа к командно-контрольным серверам и хеш-данным учетных записей пользователей в пораженных системах и другая информация, которая отсутствует в открытом доступе), с последующим их сокрытием в файлах cookies и отправкой на командный сервер». В связи с ожидаемой второй волной атаки СБУ настоятельно рекомендует совершить ряд действий с целью обезопаситься от её последствий.
И напоследок о том, чего, к сожалению, не стоит ожидать ни этой осенью, ни в обозримом будущем, – единстве украинской нации. Даже освобождение Украины от оккупации не стало объединяющей национальной идеей – «ватники» считают, что Россия защищает русскоязычных на этих территориях от «бандеровцев», а «вышиватники» считают, что оккупированные территории следует окончательно «отрезать» от Украины и забыть о них. Это очень плохая тенденция, которой, впрочем, уже очень много лет. Сначала премьер Гройсман (по случаю 100-летия правительства УНР), а потом дважды президент Порошенко (в День национального флага и в День Независимости) напоминали нам о событиях вековой давности и предупреждали: если не консолидироваться, то Украина может не устоять, как и 100 лет назад, когда УНР стала жертвой разногласий в руководстве несостоявшегося государства. Опасения более чем обоснованные, но вокруг чего нам предлагается объединяться? Вокруг второго срока президента Порошенко и новой каденции правительства Гройсмана при новоизбранном парламенте?..
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»