Газ для авто: в чем причина резкого подорожания

Александр Радчукполитолог

Владельцы автомобилей переживают очередной стресс: только за неделю в середине августа стоимость сжиженного газа на заправках выросла почти на треть. Еще в начале прошлой недели стоимость литра этого вида топлива колебалась в пределах 11,35-11,50 грн, то уже на выходных некоторые сети заправок продавали газ для автомобилей по цене около 15 грн за литр.

В чем причины столь резкого подорожания? Эксперты успокаивают: повышение цены связано с дефицитом, после диверсификации поставок стоимость популярного сейчас в Украине топлива уменьшится. Впрочем, даже такое вполне достоверное «рыночное» объяснение роста цены наводит на ряд негативных выводов.

Анализ колебания цены на сжиженный газ в течение последних трех лет доказывает: его стоимость вполне может снизиться, однако вряд ли вернется к прежнему уровню. Причина - растущая популярность использования этого вида топлива украинскими автомобилистами для заправки своих автомобилей.

Тренд на подорожание

Экономить на топливе давно является мировой тенденцией. Автомобильные концерны разрабатывают сотни концептов на альтернативных видах топлива, а в целом наиболее развитые страны переживают зарождение эры производства электромобилей.

К сожалению, несмотря на снятие некоторых законодательных ограничений на ввоз электрокаров в Украину, приобрести такое авто рядовому украинцу пока не по карману. Поэтому самым популярным способом сэкономить на топливе за последние три года стала массовая установка газобаллонного оборудования на автомобиль. В среднем такая «модернизация» транспортного средства стоит от 10 до 12 тысяч гривен (популярное 4-ое поколение ГБО). Семейный бюджет сразу же ощутит значительное облегчение от такой инвестиции, ведь до недавнего времени литр сжиженного газа стоил в два раза дешевле, чем литр бензина, и в полтора - чем литр дизтоплива.

Особенно выгодно заправляться газом для тех автовладельцев, которые используют авто в коммерческих целях, например, в такси. Интересно, что основателем тренда на использование ГБО считается Италия, где установкой такого оборудования на авто занимаются с середины прошлого столетия. Примечательно, что сейчас «мода» на использование ГБО в некоторых странах Европы связана именно с большей экологичностью этого вида топлива в сравнении с бензином и дизтопливом. Владельцы таких транспортных средств стараются сэкономить еще и на экологических сборах.

Впрочем, в Украине этот тренд возник по другой причине – желания сэкономить из-за дороговизны бензина. О популярности газобаллонного оборудования красноречиво свидетельствуют растущие объемы покупки украинцами сжиженного газа в 2017 году. В январе-мае 2017-го украинские водители купили 1,130 миллионов литров пропан-бутана, в то время как бензина - 931 миллионов литров. Неудивительно, что при таких условиях дефицит и рост цены на газ - лишь вопрос времени.

Откуда дефицит?

В конце концов, если есть спрос, почему импортерам топлива или отечественным газодобывающим компаниям его не удовлетворить? Ключевым фактором является цена на его доставку, ведь собственной добычи для потребностей внутреннего рынка уже не хватает.

Основные объемы сжиженного газа поступают из России, ведь так его транспортировка выходит дешевле. Из РФ мы до сих пор импортируем до 50% всего газа, которым украинские водители заправляют свои авто.

В 2017 году Россия упорядочила свои поставки сжиженного газа в Украину, оставив это право только за компанией «Роснефть», работающей через швейцарского посредника. Именно в августе производственных мощностей этой компании стало недостаточно, чтобы удовлетворить потребности украинского рынка.

Спасти ситуацию могла бы Беларусь - следующая страна по объемам поставок газа в Украину. Впрочем, и там газа сейчас не хватает: якобы из-за проведения ремонтных работ на заводах, откуда осуществляются поставки топлива в Украину.

Удовлетворить же украинский рынок за счет поставок из других стран является очень амбициозным заданием, которое еще предстоит решить. Самый перспективный путь – поставки газа из других стран по морю. Впрочем, чтобы достичь ощутимого эффекта, придется наладить действительно системный импорт именно из стран Персидского залива.

На самом деле резкого подорожания газа на заправках можно было избежать, если бы украинские компании могли делать большие запасы этого топлива. Основная преграда - дорогие кредитные ресурсы, которые не позволяют отечественным трейдерам подписывать долгосрочные контракты, довольствуясь небольшими объемами газа, имеющимися на рынке на краткосрочные периоды.

Среди причин исчезновения газа эксперты называют и политическую составляющую: в США в очередной раз поддержали экономические санкции против России, которые, в частности, коснутся всей газодобывающей отрасли РФ. Не исключено, что это приведет к определенному перераспределению поставок российского газа и в страны Европы, где его недавно продавать было выгоднее. Поэтому нынешний искусственный дефицит повысит цены на украинском рынке, где количество потребителей сжиженного газа растет, а значит, впоследствии продавать его в Украине станет выгоднее.

Рыночные злоупотребления?

Наиболее печальным в этой ситуации является отсутствие каких-либо объяснений роста цены со стороны правительства или контролирующих органов. В июле прошлого года увеличение цены сжиженного газа на 1 гривню за литр за сутки сразу заметили в Антимонопольном комитете и, по крайней мере, обещали разобраться. В этом же году повышение цены почти на 4 гривни за литр газа не нашло ни одного отзыва во властных кабинетах.

Очевидно, украинцам в который раз придется принять для себя очередные «рыночные реалии». Ведь популярность сжиженного газа среди населения точно не осталась без внимания большого бизнеса. Недавно именно по инициативе местных властей в Киеве и Днепре вовсю взялись за демонтаж нелегальных газовых заправок вроде бы с благородной целью - устранить потенциальную взрывоопасность. Мол, нелицензионные «серые» заправки могут стать источником страшных техногенных катастроф. В этом шаге есть логика, однако постепенное исчезновение нелегальных газовых заправок привело к еще большему росту цен на этот вид топлива.

К сожалению, цена сжиженного газа хотя и снизится, но до прежнего уровня не вернется. Анализ рынка потребления этого топлива с 2015 года демонстрирует четкую тенденцию к постепенному росту цены. Так, в январе 2014-го цена на сжиженный газ стартовала с отметки 6,30 гривен за литр. В январе 2015 года она уже составляла 8,65 гривен за литр, еще через год - 9,48 гривен за литр, а в начале 2017-го превысила 12 гривен за литр. Действительно, цена колебалась со значительной амплитудой в течение разных промежутков времени, но тенденция к удорожанию сжиженного газа только усилилась.

Кроме рядовых водителей, рост цен на газ ощутят и пассажиры, которые пользуются услугами такси и маршруток. Большинство автоперевозчиков популярного междугороднего сообщения уже давно оборудовали свои автобусы газобаллонным оборудованием и формировали цену проезда, учитывая стоимость сжиженного газа. Нетрудно предположить, что транспортные расходы украинцев снова вырастут.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО