За последние два года в Украине стало значительно больше авто на иностранной регистрации. Особенно это заметно в столице, где количество автомобилей с «евробляхами», по разным оценкам, составляет около 80-100 тысяч. В целом же, по данным ГФС, на конец 2016 года в Украине ввезено около 600 тысяч автомобилей на условиях временного пребывания. Эксперты предполагают, что в целом же таких авто на украинских дорогах уже не менее 1 миллиона.
Государство за два года не смогло решить вопрос с растаможкой автомобилей. Принятый парламентом законопроект, который президент подписал с некоторыми замечаниями, отменил такие налоги, как спецпошлины, импортный и утилизационный сбор. Впрочем, подобное нововведение не слишком снизило стоимость растаможки. Растамаживать на льготных условиях можно авто по стандартам «Евро-5», то есть авто не старше 2010 года. В Европе они также стоят недешево, а потому и позволить себе их могут не все. Зато старые авто стоят значительно дешевле, и именно их больше всего завозят по «серым» схемам на иностранной регистрации.
Почему для украинцев стала возможной покупка авто на иностранной регистрации? Это связано с законодательными нормами о растаможивании транспортных средств: украинцам ограничили время на транзит до 5-10 дней. Тогда как иностранцы могут временно пользоваться своими авто на территории нашего государства целый год. Так и появилась схема: авто часто оформляется на юридическое лицо, как правило, в Литве или Польше, а граждан Украины вписывают в техпаспорт для возможности использовать в течение года уже на территории нашего государства. В конце срока водитель снова пересекает границу, регистрируется снова и возвращается обратно. Стоит подобная услуга, без учета стоимости авто, около тысячи евро. Сами же авто и их выбор – это отдельная история. Однако именно это обстоятельство и является самым привлекательным в схеме: 10-летнее б/у авто «В» класса в Европе в хорошем состоянии может стоить в пределах 4-7 тысяч евро.
С самими авто на иностранном регистрации есть и другие проблемы, кроме вопросов о возможностях их легального растаможивания. Они касаются в основном вопросов с их использованием на украинских дорогах. Дело в том, что водители таких авто могут часто пренебрегать правилами дорожного движения, зная, что в случае ДТП могут тем или иным способом уйти от ответственности. Ведь движение большинства таких авто не отслеживается правоохранительными органами и не контролируется таможенниками. Найти за рубежом лицо, предоставившее разрешение на использование транспортного средства, часто почти невозможно.
Тем не менее владельцы подобных авто на «евробляхах» уже объединились в общественные организации, чтобы защитить свои интересы. Речь идет о праве легализации не схемы, а растаможки уже ввезенных авто. Для этого автовладельцы уже несколько раз демонстрировали политикам свое единство, организовывая массовые акции с перекрытием улиц столицы и дорог государственного значения.
Действительно ли незаконно?
Как раз в сезон летних отпусков активизировались суды, начав выносить решения не в пользу владельцев авто на иностранной регистрации. Пока речь идет о ряде дел, которые имели несколько разные юридические составляющие, но в результате закончились назначением по решению суда значительного по размерам штрафа.
Так, в конце июля Высший административный суд Киева вынес первое окончательное решение в отношении водителя автомобиля с иностранными номерами. Водитель, который по доверенности управлял транспортным средством, оформленным на иностранца, получил штраф на 420 тысяч гривен, а саму машину конфисковали. Сумма штрафа составляет 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.
Еще один случай произошел несколько раньше. Киевский апелляционный административный суд удовлетворил иск Государственной фискальной службы и постановил взыскать с владельца авто на литовских номерах штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей. Сумма штрафа составила астрономические 1 миллион 681 тысячу 846 гривен.
В обоих случаях суд принял сторону государства именно потому, что удалось доказать нарушение таможенных правил. Но сможет ли ГФС реально получить назначенные судами штрафы? У юристов есть сомнения, ведь для этого нужно доказать, что украинец является реальным владельцем авто. А при оформлении авто за рубежом, как правило, речь идет о передаче его в пользование по доверенности, но отнюдь не о праве собственности.
Предположительно, сейчас с помощью судов и высоких штрафов власть рассчитывает на то, что это немного отрезвит украинцев, а сам спрос на такие авто спадет.
Решение для простого украинца или масштабная «серая» схема?
На самом деле, должны признать: использование автомобилей на иностранной регистрации нельзя запретить, ведь это будет нарушением всех возможных международных норм. С другой стороны, всем понятно: сама схема ввоза авто на «евробляхах» является полулегальной, и долго подобная ситуация продолжаться не может.
Нужно найти выход на государственном уровне. Прежде всего речь идет о законодательном упрощении стоимости и самого механизма растаможки авто. Речь идет не только о легализации уже ввезенных автомобилей, но и вообще об изменении самой парадигмы извечной защиты интересов отечественного автопрома.
В мае этого года комитет Верховной Рады по налоговой и таможенной политике одобрил законопроект, который должен заставить владельцев авто на иностранных номерах платить сбор при пересечении границы Украины. В то же время премьер-министр Владимир Гройсман заверил, что правительство присоединится к совместной разработке законопроекта в профильном парламентском комитете именно для решения вопроса нерастаможенных автомобилей.
Однако пока вопрос дальше самой инициативы не продвинулся. Очевидно, одной из влиятельных тормозящих сил является политическая воля президента, который публично дал понять, что будет бороться с ростом количества автомобилей на иностранных номерах.
Политическое измерение
Невооруженным глазом видно, что вопрос нерастаможенных авто является одним из факторов растущей социальной напряженности. Граждане не слишком любят углубляться в политико-экономические предпосылки того или иного решения. Более того, недоверие к власти распространяется и на соответствующее отношение к законодательству и его соблюдение.
Рядовой украинец ожидает, что он сможет недорого приобрести доступный подержанный автомобиль. И чем чаще украинцы будут ездить в Европу, тем больше будет появляться сторонников полулегальных «серых» схем. Другая часть граждан готова к существенному упрощению в вопросе растаможивания уже приобретенных автомобилей в Украине. Мол, дайте нам право за 300-500 евро растаможить наши авто и все останутся довольны. Впрочем, такой упрощенный подход не решит других важных проблем в украинской экономике.
Уже сейчас ряд политиков в своих выступлениях спекулируют на подобных настроениях украинцев. А месседж «даешь доступную растаможку б/у авто» может быть удачно использован в собственных электоральных целях во время избирательной кампании.
В парламенте зарегистрированы законопроекты, в которых предлагается несколько снять напряжение в данном вопросе. Так, ОО «Авто Евро Сила», которая непосредственно возникла среди владельцев авто на иностранном регистрации, предлагают принять закон, который позволит ездить на иностранных номерах при условии уплаты в бюджет ежегодного взноса в 200 евро. Народные депутаты предлагают несколько иной механизм: ввести упрощенную процедуру растаможки авто, предусматривающий соответствующий размер налога с учетом комплектации и класса автомобиля. После этого народные избранники считают нужным вообще урегулировать эту сферу, введя предохранители для автохлама и одновременно существенно упростив процедуру ввоза бывших в употреблении транспортных средств.
Впрочем, уже сейчас очевидно: за возможность ездить на недорогих б/у авто из Европы украинцам предстоит побороться. А государству – найти наиболее взвешенный способ решения возникшей проблемы.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»