Три года катастрофы над Донбассом: уравнение со всеми известными

Максим Кречетовжурналист, блогер

Три года назад война России против Украины ворвалась в сотни семей во многих странах мира: от благополучной Голландии до далёкой Малайзии и ещё более далёкой Австралии. К сожалению, нужно констатировать: крупнейшая в нынешнем веке авиакатастрофа, которую устроили в украинском небе российские оккупанты, создала несоизмеримо больший резонанс российской агрессии против нас, чем вся украинская дипломатия за три года войны. Но почему так долго нет справедливого возмездия?

Почти 30 лет назад над шотландским городком Локерби взорвался британский пассажирский авиалайнер, следовавший по маршруту Лондон-Нью-Йорк. Тогда погибли 270 человек. Так вот, следствие длилось три года. Обвинения предъявили двум ливийцам. Ливийский диктатор Муаммар Каддафи под давлением серьёзнейших международных санкций лишь через 7 лет согласился выдать виновников под суд на нейтральной территории (кстати, суд был в Голландии) и семье каждого погибшего выплатили по 10 миллионов долларов (гигантские на то время деньги).

За три последних года ни одно государство не ввело санкций против Москвы за сбитый над Торезом пассажирский лайнер. Но не стоит считать это «зрадой»: в отличие от истории с ливийцами сегодня в руках международного следствия не клочки одежды из чемодана с бомбой, путаные показания мальтийского торговца и скорее политические, чем юридические обвинения, а несоизмеримо более серьёзная доказательная база. Соцсети и тупая бравада российских военных с боевиками-сепаратистами (ну и перехваты телефонных разговоров террористов) помогли восстановить картину трагедии. А именно – отследить передвижения российского «Бука» с точностью почти до минуты и буквально до метра: от Курска до Снежного, потом под Торез, после пуска ракет – в Луганск и обратно в часть 53-й бригады. Очень помогли в этом следствию добровольцы-расследователи из международной группы Bellingcat.

Уверенный в себе Кремль не стал бы продуцировать и тиражировать с помощью всей своей пропагандистской машины совершенно идиотские версии трагедии (включая якобы попытку украинцев сбить самолёт Путина). Коротко хроника чудовищной лжи потерявших представление о чести и достоинстве россиян. Через 4 дня после катастрофы Минобороны РФ заявило, что в день катастрофы зафиксировали «набор высоты самолетом ВВС Украины, его удаленность от малазийского Boeing составила от 3 до 5 км». Якобы это был Су-25. Для надёжности они же обнародовали «снимки со спутников» двух военных баз близ деревни Зарощенское. В в/ч А-1428 российские военные «увидели факты того, что ракетная установка «Бук» покидала базу 17 июля». Позже один из главных рупоров пропаганды – «Первый канал» показал «спутниковый снимок», якобы подтверждающий, что украинский истребитель атаковал малазийский «Боинг». Ведущий Михаил Леонтьев тогда назвал всех сомневающихся в подлинности снимка скотами. Но мужчина, отправивший этот снимок на канал, признался потом: он нашел это «доказательство» на каком-то интернет-форуме и вовсе не уверен в его подлинности. Скотина. Дальше маразм крепчал: «Комсомольская правда» (продолжающая спокойно работать и в Украине, кстати) опубликовала интервью с анонимным военным, утверждавшим, что он сам лично видел, как из аэропорта Днепра за час до катастрофы якобы вылетели три штурмовика. Один из них, оснащённый ракетами класса «воздух-воздух», вернулся в аэропорт уже без боекомплектов. Где-то в это время тихо заплакала от зависти автор знаменитого мэма о распятом в Славянске мальчике в трусиках.

В общем, будь россияне уверены в своей невиновности, они не стали бы блокировать в Совбезе ООН проект создания международного трибунала. Не станем здесь углубляться в то, что устаревший устав ООН почему-то позволяет пользоваться правом вето стране, которая является главным подозреваемым (а очень скоро – и обвиняемым) по делу об этом теракте. Главное – весь мир узнал о том, что Москва держит его, грубо говоря, за «лохов», пытаясь скормить правительствам высокоразвитых стран детсадовские страшилки под видом солидных гипотез о причинах трагедии. Если бы в государствах, чьи граждане погибли три года назад в небе над Донбассом, имели хоть какие-то основания подозревать украинцев пусть даже в неумышленной причастности к трагедии, то разве стали бы это намеренно скрывать, демонстрируя поддержку Киеву и официально заявляя о причастности Москвы к теракту? Какой резон Австралии, Малайзии, высокомерной Бельгии и не слишком лояльной к Украине Голландии возводить напраслину на Россию? Ведь их народы лишь вследствие гибели сограждан под Донецком узнали о существовании этого региона и о том, что здесь в разгаре российско-украинский конфликт?

Акции памяти погибших на Донбассе пассажиров и членов экипажа малазийского лайнера, которые были организованы в этом году, очень напоминали те, которыми поминают жертв трагедии в Локерби. В Голландии, чьих граждан погибло больше всего, гражданскую панихиду возглавили члены королевской семьи. В память о каждом погибшем высадили дерево, создав таким образом внушительный мемориал. Под российским посольством установили символическую «скамью ожидания». Ожидания чего? Справедливости, конечно. Европейцы, малазийцы и австралийцы безусловно никогда не забудут этого циничного преступления. Вряд ли их разжалобит гипотетически возможное признание виновников трагедии (все фамилии, между прочим, уже известны), мол, мы не ваш самолёт хотели сбить, а «хохляцкий» (а ведь наверняка так и было). Всю степень «раскаяния» за ошибку моральные уроды, радовавшиеся авиакатастрофе, продемонстрировали тем, что стали краситься косметикой и позировать в вещах погибших для фото в соцсетях. Невообразимое по своей циничности мародёрство не оставило ни грамма сочувствия «борцам за независимость молодых республик».

Ожидавшие быстрых «перемог» нетерпеливые украинцы расстроились, когда в сентябре прошлого года международная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) рассказала всё о том, кто и как сбил самолёт, откуда привезли и куда потом увезли орудие преступления – систему ПВО «Бук», но не назвала прямым текстом Россию виновницей трагедии. Почему? Но тогда весь их труд был бы, что называется, коту под хвост, ведь в этом случае совершенно обоснованно следователей обвинили бы в политической заангажированности, поскольку в правовых государствах очень чётко разделяют функции следствия и суда, который только и должен называть кого-то виновным. А Россия, по сути, подписала себе явку с повинной когда заблокировала создание международного трибунала и не вошла в следственную группу по причине того, что она, якобы, незаинтересованное лицо (а входят в группу представители Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии). Что же эти «незаинтересованные» не уймутся никак и не прекратят рисовать в фотошопе всё новые и новые «доказательства» того, что к гибели самолёта они не причастны? Зато Россия отказалась предоставить «данные с радаров», на которые ссылался пресс-секретарь президента РФ, заявляя о непричастности Москвы к катастрофе рейса МН17. Кстати, уже официально установлено помимо прочего и следующее: Россия незадолго до трагедии закрыла своё воздушное пространство от границы с Украиной над Ростовской областью, но российский диспетчер «забыл» об этом сказать экипажу малазийского «Боинга».

Сергей Борисович Мучкаев – вот кто непосредственно отдал приказ о запуске ракеты по предположительно украинскому военно-транспортному самолёту. Команду транспортировать на оккупированную украинскую территорию «Бук» отдали в оборонном ведомстве РФ. А отвечал за транспортировку «Бука» Сергей Николаевич Дубинский – отставной российский разведчик, известный под псевдонимами Хмурый. Он живёт себе спокойно в доме в Ростовской области, в непосредственной близости от неконтролируемого Киевом участка украино-российской границы. Известны имена всех остальных почти 100 человек, которые причастны к этому страшному преступлению. Все они, возможно, до сих пор верят в то, что «красная армия всех сильней» и «русские своих не бросают». Хотя сколько их сослуживцев брошены на полях сражений с украинцами? Сколько прикопаны как собаки в безымянных могилах, а родственникам велено молчать «от греха подальше».

Как вся Россия бесновалась от гордости за то, что дагестанец Виталий Калоев отомстил за гибель семьи, убив диспетчера «Скайгайд»! Напомним, 2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись пассажирский самолёт компании «Башкирские авиалинии» и транспортный самолет американской почтовой авиакомпании. Из погибших 71 человека 52 были детьми. Катастрофа произошла по вине швейцарских диспетчеров. Так вот ни один из родственников погибших в Донецкой области почти трёх сотен человек не наведывался с такой же дикой целью в Ростовскую, Курскую и прочие области России, где на свободе спокойно разгуливают убийцы. Потому что верят дотошному международному следствию и справедливому голландскому правосудию (а именно в Голландии решено провести процесс). Нам бы всё это импортировать из Европы, а не только подержанные авто с литовскими и польскими номерами. А ещё не мешало бы нам самим разобраться: так есть ли война на Донбассе и считать ли ОРДЛО оккупированными территориями? Но тема нового подхода Киева к «реинтеграции Донбасса» станет главной уже в новом политическом сезоне.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО