Помогут ли армии офицеры запаса

Денис Поповичжурналист

В Генеральном штабе назвали количество офицеров запаса, которых планируют призвать на срочную службу в течение ближайшего месяца. Это приблизительно 1000 человек, включая женщин. Приказ о проведении призыва офицеров запаса министр обороны Степан Полторак подписал 30 мая. Эта мера должна укрепить обороноспособность государства, но главный ее минус - низкий уровень подготовки многих «пиджаков».

В четверг, 1 июня, в комментарии СМИ офицер управления по связям с общественностью ВСУ Владислав Селезнев заявил, что в течение ближайшего месяца в ряды Вооруженных сил планируется призвать до тысячи офицеров запаса по 80 различным специальностям. «Все эти военнослужащие будут проходить службу в тыловых подразделениях, и только по желанию, на основании контракта, будут направляться в район АТО», – пояснил Селезнев.

30 мая министр обороны Степан Полторак подписал приказ о призыве офицеров запаса на службу в Вооруженные силы Украины. Речь о выпускниках военных кафедр в возрасте до 43 лет, которые прошли полный курс по программе офицеров запаса, имеют высшее образование и первичное офицерское звание (младший лейтенант или лейтенант). Согласно приказу, срок призыва составит 18 месяцев, причем на службу могут быть призваны как мужчины, так и женщины. При этом офицер-призывник будет пользоваться такими же правами и льготами, как и офицер-контрактник.

Отсрочка от призыва на воинскую службу предоставляется по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, а также для получения образования и продолжения профессиональной деятельности. Подробно условия предоставления отсрочек изложены в статье 17 Закона о воинской обязанности и военной службе.

Как поясняют в Минобороны, призыв «пиджаков» (именно так называют офицеров запаса) решено провести с целью переподготовки указанных категорий военнослужащих, а также «получения ими практических навыков». «Офицеры по призыву в обязательном порядке пройдут трехмесячную подготовку в учебных центрах Вооруженных Сил Украины и после этого будут назначаться на первичные офицерские должности в военных частях, которые не участвуют в антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей», – подчеркивают в Минобороны.

О необходимости призыва офицеров запаса на срочную воинскую службу говорилось еще в начале нынешнего года. Тогда начальник Генштаба Виктор Муженко отметил, что ежегодно первичные офицерские звания получают от 9 до 10 тысяч выпускников военных кафедр «Это мощный ресурс, который должен эффективно использоваться», – отметил Муженко. А уже в мае, после того, как Полторак подписал соответствующий приказ, начальник главного управления персоналом Генштаба Артур Артеменко заявил, что только за последние семь лет в Украине выпущено почти 92 тысячи офицеров запаса. Если учесть, что, как правило, студенты заканчивают обучение в вузе в возрасте от 22 до 24 лет, а речь идет о призыве мужчин и женщин в возрасте до 43 лет, то несложно подсчитать, какой огромный ресурс потенциально подготовленных военных пропадает зря. Это тем более расточительно в условиях внешней агрессии и войны на Донбассе, которую ведет Украина.

Поэтому призыв выпускников военных кафедр представляется вполне логичным шагом. Особенно на фоне определенного недостатка офицеров именно низшего командного звена, который обозначился после двукратного увеличения численности Вооруженных сил. Младшие офицеры являются важнейшей деталью военной машины любого государства, тем более если это государство ведет реальную войну. Прошедшие подготовку «пиджаки», очевидно, займут места кадровых офицеров в тыловых частях, которые, в свою очередь, могут быть переведены для усиления боевых подразделений. То есть призыв офицеров запаса должен укрепить обороноспособность страны.

Но главную проблему представляет качество подготовки «пиджаков». Не секрет, что офицеров запаса призывали и во время шести волн частичной мобилизации в 2014-2015 годах. Их практические знания, уровень владения основной специальностью, а также способность командовать военным коллективом оставляли желать лучшего. Из-за этого командиры частей и подразделений очень часто были вынуждены полагаться скорее на подготовленных сержантов, прошедших срочную службу в армии, чем на мобилизованных лейтенантов – выпускников военных кафедр.

Такая ситуация объясняется недостатками системы подготовки офицеров запаса. Не секрет, что студенты стремились попасть на военные кафедры для того, чтобы избежать призыва на срочную воинскую службу после окончания вуза. Офицерское звание также могло оказаться полезным при приеме на службу в силовые структуры. О войне тогда никто не думал, а работа на «мирных» должностях, например, в МВД или СБУ, гарантировала молодому специалисту зарплату и определенный социальный пакет.

Содержание подготовки «пиджаков» также отличалось минимализмом. К примеру, в начале 2000-ых на военном факультете НТУУ «Киевский политехнический институт», где готовили офицеров запаса для войск ПВО, военной подготовке отводился всего один рабочий день в неделю в течение двух лет. Обучение тактике войск ПВО, работе с личным составом, а также элементной базе боевой техники было преимущественно теоретическим. Знакомство со сложной техникой, стоящей в боксах, сводилось к подробному осмотру и отработке последовательности действий без попыток привести ее в действие; полевые выходы и проведение стрельб не предусматривалось, а огневая подготовка представляла собой три выстрела из пистолета «Макарова» с последующим выставлением итоговых оценок.

Естественно, подготовка «пиджаков» не идет ни в какое сравнение со знаниями и навыками, полученными курсантами по итогам 4-5-летнего обучения в специализированных военных вузах, а трехмесячное пребывание в «учебке» вряд ли поможет ликвидировать этот разрыв. Причем чем старше офицер запаса, тем меньше знаний у него осталось, поскольку в последующие после окончания гражданского вуза годы какая-либо переподготовка выпускников военных кафедр не проводилась.

Скорее всего, военное ведомство вряд ли будет испытывать проблемы с призывом тысячи «пиджаков» в июне. Более того, в регионах с высоким уровнем безработицы призывники и сами будут стремиться попасть в армию, где их ждет зарплата и социальный пакет без риска попасть в АТО. Но истинный уровень мотивации и подготовки этих людей останется под вопросом.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО