Трагедия в Грибовичах год спустя: реалистичные обещания или политический пиар?

28 мая 2016 года в селе Великие Грибовичи под Львовом, где расположен основной и самый крупный полигон твердых бытовых отходов, обслуживавший областной центр, начался пожар. Днем 30 мая, когда на свалке все еще находились пожарные, прибывшие для ликвидации чрезвычайной ситуации, там произошел обвал мусора. В мусорный оползень попали 3 работника пожарной службы, тела которых удалось впоследствии найти (Юрий Рудый, Андрей Вненкевич и Богдан Юнко) и эколог-работник местного коммунального предприятия «Збиранка» Александр Бутин (тело мужчины так и не нашли). По свидетельствам очевидцев, пожары на Грибовицкой свалке случались и раньше, но трагической масштаб они обрели в прошлом году.

С тех пор свалка закрыта, а Львов страдает от избытка мусора, который фактически некуда вывозить: вслед за Великими Грибовичами городу отказали и другие населенные пункты, имеющие мусорные полигоны. Договоренности с мэрами других городов проблему не решили, ведь против того, чтобы принимать львовские отходы, обычно протестуют местные жители. О том, как львовский мусор путешествует по Украине, и где его только не находили, украинцы уже слагают легенды. Между тем областной центр страдает от вони и засилья крыс. Наступление жаркой погоды лишь ухудшит ситуацию, так что этот фактор должен поторопить местную (и центральную) власть, заставив ее оперативно сделать то, что, по сути, не делалось десятилетиями.

Что именно чиновники обещали осуществить для решения мусорной проблемы Львова и, в частности, Грибовической свалки, в день годовщины трагедии решило напомнить «Слово и Дело».

Найти место для размещения нового полигона ТБО мэр Львова Андрей Садовый пообещал еще до конца 2011 года. Невыполнение этого обещания он позже оправдал тем, что в планах – сделать это уже к Евро-2012. Как мы знаем, и этому прогнозу не суждено было сбыться. Тогда же мэр заверил, что Грибовическая свалка обязательно будет ликвидирована. И хотя решение о ее закрытии было принято еще 6 сентября 2011 года, сам процесс ликвидации до момента трагедии ограничивался исключительно бесконечными конкурсными торгами, а в Великие Грибовичи тем временем продолжали свозить отходы...

Решить эту проблему обещал не только мэр, но и его политические конкуренты. Например, народный депутат Игорь Васюник, который в 2015 году баллотировался на пост львовского градоначальника. И хотя, не будучи избранным, он не мог выполнить это обязательство как городской голова, но, оставаясь депутатом, повлиять на ситуацию имел возможность... но не сделал этого, за что получил в свое досье очередное невыполненное обещание.

Затем, еще до трагических событий в Великих Грибовичах (а именно 2 октября 2015 года), Садовый пообещал создать сортировочный комплекс и полигон бытовых отходов.

Во время поисковых работ на злополучной свалке, которые мэр посетил 31 мая, он пообещал рекультивировать полигон. Спустя месяц, 30 июня, он уже заявил, что намерен построить в течение 3 лет комплекс по переработке мусора. Также примерно в то же время Садовый пообещал горожанам, что повышения тарифа на вывоз мусора в областном центре не будет. Все три обещания пока находятся в процессе выполнения.

Ни одного выполненного (впрочем, как и проваленного) обещания по этому поводу пока не имеет глава областной государственной администрации Олег Синютка. В начале ноября 2016 года он пообещал провести общественные слушания перед началом строительства полигона ТБО в области (в Дрогобычском и Яворовском районах), но уже в марте 2017 года заявил, что новых свалок в регионе не будет. Через три недели губернатор уже уверял, что сможет договориться о вывозе мусора из Львова в другие области, а потом – что в регионе обязательно начнет функционировать мусороперерабатывающий завод.

Напомним, по данным годичной давности, на территории Украины располагались 6,5 тыс. санкционированных полигонов (площадью 12 тыс. кв. м, что эквивалентно площади Кипра) и около 35 тыс. стихийных свалок (их площадь тогда оценивалась в 30 тыс. кв. м, что соответствует площади Бельгии). Из 4 построенных в нашей стране мусоросжигательных заводов работает только столичный завод «Энергия». Его мощностей хватает на то, чтобы сжигать примерно четверть отходов Киева.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО