Подержанные автомобили из Европы: кто на ком на самом деле зарабатывает?

Александр Радчукполитолог

Простая и понятная идея покупки доступного подержанного авто из Европы находит поддержку среди все большего количества украинцев. Преимущества покупки автомобиля с пробегом в ЕС понятны: качественные европейские дороги и горючее, соблюдение норм техосмотра позволяют приобрести за относительно небольшие деньги ухоженные и без существенных недостатков транспортные средства.

Еще одна причина активизации этой темы лежит в чисто экономической и политической плоскости. Украинцам надоело ждать времен, когда отечественный автопром, наконец, предложит качественный и доступный продукт, конкурентный иностранным брендам производителей автомобилей. После Революции достоинства граждане ожидали прогресса в вопросе более либерального законодательства о растаможивании б/у автомобилей из Европы. Но, как и в случае с долгожданными реформами, украинцы получили лишь имитацию упрощения процедуры и доступности бывших в употреблении авто из Европы.

Неудивительно, что уже с 2015 года особое распространение получила схема покупки бывших в употреблении авто на иностранных номерах, которые могут без растаможки вполне легально находиться на территории Украины. Вначале таким способом приобрести себе авто пользовались жители приграничных территорий, ведь именно они могли без проблем раз в неделю пересекать на авто с иностранной регистрацией украинскую границу и не растаможивать его.

За два года ситуация приобрела всеукраинские масштабы: по подсчетам экспертов, в Украине приобрели около 1,5 миллионов автомобилей на иностранной регистрации. Схема работает просто: украинцы покупают авто у посредников, которые оформляют их на юридические лица в европейской стране (особо популярной стали такая деятельность в Литве и Польше), после чего автовладелец может до года пользоваться авто на иностранных номерах. Конечно, такой способ приобретения транспортного средства кроет в себе ряд рисков, крупнейшими из которых являются уплата штрафов и конфискация авто.

Со временем критическая масса таких автовладельцев переросла в политико-экономическую плоскость: угрозы ГФС и правительства штрафовать за нерастаможенные авто уже не действуют. Автовладельцы начали диктовать свои требования, настаивая на существенном упрощении процедуры и уменьшении количества налогов за растаможивание авто. И, похоже, то противостояние с государством только начинает набирать обороты.

Компромисс возможен?

Владельцы авто с иностранной регистрацией уже дважды устраивали организованные массовые пикеты, благодаря которым смогли привлечь внимание к своим требованиям. Прежде всего, масштабы проблемы на себе почувствовали киевляне: одним из последствий акций протестов стали серьезные пробки в столице.

Мнения, как всегда, разделились: часть украинцев поддерживают требования пикетчиков уменьшить количество налогов в бюджет для растаможивания б/у авто из Европы. Другие возмущаются, ведь оплатили все пошлины и налоги по действующему законодательству, чтобы легально пользоваться своим транспортным средством.

В конце концов, в прошлом году проблему пытались решить правовым способом принятием закона №3251. Государство действительно снизило ставку акцизного сбора на подержанные транспортные средства до 31 декабря 2018 года, однако с рядом условий. Главное из них заключается в том, что украинцам «со скидкой» можно пригнать только авто с экологическим стандартом «Евро-5», а большинство моделей таких транспортных средств начинали производить с 2010 года. Поэтому уже на первом этапе выбора подержанного авто их стоимость недоступна для большинства наших граждан. И хотя украинцы таки устраивают себе автошопинг, пользуясь нормами упомянутого закона, пока при такой схеме за год было растаможено всего чуть более 11 тысяч автомобилей.

Тогда как схема покупки и использования авто на иностранных номерах позволяет покупать гораздо старше и не менее качественные транспортные средства, которые на самом деле в Европе могут стоить от 3 до 7 тысяч евро. Учитывая, что услуга покупки бывших в употреблении авто в среднем стоит 1000 евро, даже за незначительные сбережения рядовой украинец может позволить купить себе приличную иномарку.

Больше свободы

На этой неделе автовладельцы вновь пикетировали Верховную Раду. Одно из главных требований - сделать растаможку подержанных авто доступной, чтобы каждый украинец мог позволить себе недорого приобрести качественное транспортное средство. Реализовать задуманное может помочь законопроект №5561 «О внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» по формированию цивилизованного рынка бывших в употреблении автомобилей», внесенный по инициативе группы внефракционных народных депутатов. Документ предлагает отказаться от директив ЕС по соблюдению экологического стандарта «Евро-5» при растаможивании именно подержанных авто. Взамен предложено ввести техосмотр для отсеивания действительно неисправных авто или грозящих ущербом окружающей среде.

В Верховной Раде зарегистрирован еще один законопроект №5567 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)», под которым поставили подписи более 90 народных депутатов. Главная цель документа - легализация нерастаможенных транспортных средств путем установления ставки ежемесячной оплаты за право эксплуатировать автомобиль на иностранной регистрации.

Впрочем, перечисленные проекты закона пока имеют мало шансов получить «зеленый свет». Зато уже 25 мая парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рассмотрел и рекомендовал принять в первом чтении законопроект №4932 авторства народного депутата Максима Бурбака (фракция «Народного фронта»). Он предлагает облагать нерастаможенные машины по ставке 2 евро в день и предвидит норму о снижении платы в зависимости от времени пребывания авто на территории Украины. Логика такова: чем дольше авто находится транзитом в Украине, тем меньше владелец платит налог в государственный бюджет. «Абонемент» на год будет стоить 342 евро (около 9,5 тысяч гривен). Сам Бурбак на своей странице в Facebook объяснил, что нормы законопроекта применяются ко всем владельцев авто с иностранной регистрацией, которые будут приезжать в Украину. Мол, это европейская норма и является введением «зеркальной» практики по отношению к украинским водителям, которые заезжают на территорию европейских стран. Фокус в том, что сейчас на таких авто ездят преимущественно украинцы.

С этими нововведениями владельцы авто с иностранной регистрацией не согласны и обещают продолжать акции протеста. Похоже, противостояние только обострится, ведь свою принципиальную позицию в данной проблематике выразил Президент Петр Порошенко. Посещая таможенный пункт в Ягодине на границе с Польшей, глава государства как будто случайно поинтересовался у одного из украинских водителей на авто с иностранной регистрацией о его позиции по растаможиванию своего транспортного средства. На что тот откровенно признался, что не пересекает границу каждые 5 дней, как того требует закон, а использует другие «схемы», чтобы не растаможивать авто. Порошенко пообещал разобраться в ситуации и заявил о намерении ликвидировать схемы ввоза автомобилей на иностранной регистрации. «Не будет такого, что надо кому-то «подмазать». Почему одни должны платить акцизы и сборы, а другие - нет?», - отметил Президент.

Интриги в противостоянию государства и автовладельцев добавляет и тот факт, что до вступления на главный пост в стране один из видов бизнеса Петра Порошенко касался именно производства отечественных автомобилей. Вполне естественно, что ранее он находился в одном лагере противников доступной растаможки подержанных авто из ЕС. Интересно, как изменится его мнение под давлением миллионов недовольных автовладельцев, особенно учитывая то, что через год фактически стартует подготовка к президентской избирательной кампании?

Что на чашах весов?

На самом деле правы обе стороны. Государство должно получить налоги за ввезенные и нерастаможенные авто. К тому же это не только в интересах чиновников, но и справедливо в отношении граждан, которые приобрели свои транспортные средства, заплатив все налоги.

Позиция владельцев авто с иностранной регистрацией также понятна. Большинство из них используют такие схемы пригона авто не от хорошей жизни. К тому же украинцы давно мечтают о возможности приобрести недорогое качественное авто - кто для передвижения и путешествий, а кто с более практичной целью, например, для развития собственного дела. К слову, в соседней Молдове правительство еще в середине 2000-ых пошло на уступки своим гражданам и существенно уменьшило стоимость растаможивания б/у авто из Европы. Хорошо это или нет, однако автопарк значительно обновился, а стоимость транспортных средств стала доступной для большинства молдаван. Правда, есть существенное обстоятельство: своего автопрома в Молдове никогда не было.

Сторонникам тезиса о том, что из «Украины сделают свалку автохлама», можно привести данные информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» и Ассоциации «АСЕА» (European automobile manufactures association), согласно которым в Украине сейчас в 2,5 раза меньшее количество автомобилей на 1000 человек по сравнению с европейскими странами. При этом эксперты отмечают, что отечественный автопарк является очень устаревшим, каждый 4-й автомобиль старше 1990 года выпуска. В то же время, пространства для маневра немного: ежегодно в Украине реализуется лишь 30-40 тысяч новых автомобилей. То есть, украинский автопарк продолжает устаревать. Поэтому вполне вероятно, что исправить эту ситуацию помогло бы снижение стоимости растаможки подержанных авто из ЕС.

От снижения стоимости растаможки авто выигрывают большинство украинцев - и те, кто покупает авто в автосалонах, и те, кто поедет за б/у транспортными средствами самостоятельно в Европу. То есть, потенциально государство может получить увеличение поступлений в бюджет. Конечно, в этом случае больше всего пострадает отечественный автопром, который и так еле жив.

В то же время, легко посчитать, сколько сейчас государство теряет налоговых поступлений от неуплаты автовладельцами платежей за растаможку. Заметим, это лишь приблизительные данные. Если предположить, что в Украине пока ввезено не менее 1 миллиона автомобилей на иностранных номерах, а сама процедура оформления через нерезидентов в Литве или Польше в среднем стоит 1000 евро, получается, что всего за год госбюджет недополучает 1миллиард евро (около 27 миллиардов гривен). Конечно, если эти деньги не зарабатывает государство, их получают другие - предприимчивые «дельцы», не чистые на руку таможенники, бюджет другого государства. Зато украинцы, кроме рисков и проблем с ГФС и органами власти, получают еще одну головную боль - необходимость раз в год пересекать границу.

Поэтому история с автомобилями на иностранной регистрации только начинается. Дальше будет интереснее.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО