Языковые квоты на ТВ и антикоррупционная политика. Над чем на этой неделе будет работать Рада

Сессионная неделя порадует ценителей контрольным выстрелом в затылок антикоррупционной реформе, очередным симулятором вместо реформы работы парламента и многим другим.

Антикоррупционная политика

И снова об антикоррупционных институтах. Правительство предлагает рассмотреть проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по совершенствованию порядка организации работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, №6335.

По версии правительства, проект закона подготовлен с целью обеспечения эффективности деятельности Национального агентства как специально уполномоченного органа в сфере формирования и реализации государственной антикоррупционной политики путем усовершенствования порядка его функционирования.

Проектом закона предлагается определить, что его будет возглавлять Председатель Национального агентства, который будет назначаться Кабинетом министров Украины. В руководящий состав Национального агентства, кроме председателя, входят четыре специальных уполномоченных по вопросам антикоррупционной политики (далее - специальные уполномоченные). Из их числа председатель Нацагентства назначает двух заместителей.

В соответствии с положениями проекта Закона, конкурсная комиссия вносит на рассмотрение Кабмина кандидатуры всех отобранных ею кандидатов на должности специальных уполномоченных, за которых проголосовало пять и более членов конкурсной комиссии для принятия решения о внесении на рассмотрение Кабмина представление для назначения из числа таких кандидатур: одной кандидатуры на должность председателя Национального агентства; четырех кандидатур на должности четырех специальных уполномоченных.

Из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов на должности специальных уполномоченных правительство принимает решение о назначении на должности указанных лиц.

Проектом предусмотрено, что дополнительным основанием для досрочного прекращения полномочий председателя Нацагентства и специальных уполномоченных является заключение комиссии по независимой внешней оценке (аудиту) деятельности Нацагентства о неэффективности деятельности агентства и ненадлежащем исполнении обязанностей его главой. Проведение независимой внешней оценки (аудита) эффективности деятельности Национального агентства осуществляется ежегодно.

Отдельно определен перечень вопросов, которые решаются коллегией Нацагентства в составе председателя Национального агентства и специальных уполномоченных.

Предложенные изменения направлены на качественную реализацию полномочий председателя Национального агентства, его заместителей, специальных уполномоченных, проведение конкурсного отбора руководства агентства в максимально краткие сроки.

Также в связи с ненадлежащим функционированием Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и угрозой наступления административной или уголовной ответственности субъектов декларирования возникла насущная потребность в решении вопроса освобождения от юридической ответственности за несвоевременное представление декларации лиц, которые в соответствии с Законом «О предотвращении коррупции» обязаны были подать декларацию до 1 апреля 2017 года, однако не подали ее по независящим от них причинам – при условии представления ими декларации до 1 мая 2017 года.

Антикоррупционную реформу можно смело считать проваленной, е-декларирование, создание НАПК, НАБУ не дали никаких коренных результатов, зато Украина не прекращает снижаться в международных рейтингах по преодолению коррупции. Соответствующие шаги разработаны правительством с целью хотя бы какого-то исправления ситуации.

Сложность для правительства представляет то, что общественный кредит доверия по борьбе с коррупцией сменился разочарованием, и на широкую поддержку общественности уже не приходится рассчитывать, хотя ситуацию могут исправить НПО, которые продолжают отрабатывать «антикоррупционные» гранты.

Международный блок

Правительство предлагает на рассмотрение проект закона о ратификации Административных договоров об охране информации с ограниченным доступом между правительством Украины и Организацией Североатлантического договора, №0144.

Проект призван обеспечить равноправный, партнерский характер взаимоотношений в процессе информационного обмена и обязывает стороны принимать необходимые меры для охраны полученной во время сотрудничества информации с ограниченным доступом.

В соответствии со статьей 32 Закона Украины «О государственной тайне», секретная информация до отмены решения об отнесении ее к государственной тайне и материальные носители такой информации могут быть переданы иностранному государству или международной организации только на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или письменного мотивированного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Таким образом, ратификация документа создаст правовые основы для обмена информацией с ограниченным доступом и обеспечения ее взаимной охраны и будет способствовать повышению эффективности взаимовыгодного сотрудничества Украины с НАТО.

Вероятнее всего, проект будет рассмотрен в среду - день, когда обычно рассматриваются вопросы ратификации, однако в этот день будут отмечается низкая явка депутатов, поэтому существует риск, что в поддержку законопроекта не хватит голосов.

Экология

Парламент планирует рассмотреть проект закона о стратегической экологической оценке, №6106, который внесен группой народных депутатов во главе с Анатолием Дыривым.

Законопроектом предусмотрено установление механизма стратегической экологической оценки и внесение изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению охраны окружающей природной среды при планировании общественного развития и хозяйственной деятельности с учетом приоритетности факторов воздействия, в том числе здоровья населения, и обеспечению устойчивости экосистем в процессе принятия стратегических решений.

Основные задачи стратегической экологической оценки должны поэтапно решаться в последующие годы:

  • интеграция экологических целей и приоритетов, связанных с обеспечением устойчивого развития к разработке определенных документов государственного планирования;
  • согласование процедур по проведению СЕО согласно аналогичными процедурами государств Европейского Союза на основе соответствующих межгосударственных соглашений, международных конвенций и тому подобное;
  • распространение практики СЕО на местные проекты и программы;
  • совершенствование механизмов реализации СЕО и контроля ее эффективности.

Проанализировав содержание этого закона, становится понятным, что он подготовлен в Кабинете министров, однако, учитывая сложную бюрократическую процедуру согласований в правительстве, он был внесен через народных депутатов. Проект направлен на имплементацию Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и с высокой вероятностью будет поддержан парламентом.

Конституционный суд

Народный депутат Сергей Алексеев предлагает рассмотреть проект закона о Конституционном производстве, №6427. Проект вводит на законодательном уровне новый институт конституционной жалобы - нового введенного Конституцией Украины дополнительного национального средства правовой защиты конституционных прав и свобод.

После внесения изменений в Конституцию Украины в части правосудия появились новые конституционные механизмы, которые должны быть отражены в законодательстве. Этот вопрос был решен в новой редакции Закона о Конституционном Суде Украины, однако его рассмотрение парламент провалил. Регламент Рады запрещает вносить аналогичный отклоненному законопроект до окончания текущей сессии парламента, поэтому нормы, которые подлежат внесению в соответствии с Конституцией, были разбиты на несколько законопроектов. Одним из них и является проект Алексеева, имеющий высокие шансы на принятие.

Физическое и патриотическое воспитание

На сессионной неделе будут рассмотрены несколько законопроектов в сфере улучшения физического и патриотического воспитания молодежи. Это проекты законов «О физической культуре и спорте» о признании национальных видов спорта (№5324) и «О физической культуре и спорте» о служебно-прикладном и военно-прикладном спорте (№5616). Подробнее в нашей статье от 4 апреля. Тем более между первым и вторым чтением законопроекты не претерпели существенных изменений.

Жилой фонд

Проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс Украинской ССР и другие законодательные акты Украины об обеспечении прав собственников (пользователей) помещений жилого дома (№6424). Группа народных депутатов во главе с Артуром Герасимовым предлагает запретить использовать жилищный фонд многоэтажных домов не по назначению, в том числе как офисов, гостиниц и других заведений временного проживания.

Данная норма направлена ​​на упорядочение градостроительной деятельности и исключение возможности, когда недобросовестные наниматели и собственники квартир превращают квартиры в офисы и хостелы, создавая неудобства другим жителям дома. С другой стороны, введение этой нормы может сломать шею многим предприятиям, которые работают в сфере IT и минихостелам, которые вынуждены будут передислоцироваться в офисные помещения, либо (в случае с минихостеламы) уйти с рынка, освободив нишу для гостиниц.

Изменения в регламент

Наиболее популистским законопроектом можно назвать проект закона Украины о внесении изменения в статью 19 Регламента Верховной Рады (№6281) группы народных депутатов во главе с Андреем Парубием. Законопроект предлагает отменить перерыв в сессионном заседании с 12:00 до 12:30. Это делается с целью «повысить эффективность работы парламента». Следует отметить, что проблемы Рады зависят не от перерыва на полчаса, а от отсутствия депутатов в коалиции и партийной дисциплины во фракциях, которые ее формируют.

Преодоление вето Президента

Закон Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» (№2009-д) является комплексным, качественно разработанным. Он создает действенный механизм участия общественности в проведении экологической экспертизы воздействия на окружающую среду, включая новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, капитальный ремонт объектов строительства, расширение, перепрофилирование, ликвидацию (демонтаж) объектов, и оценки воздействия на окружающую среду при как разработки, утверждения и исполнения документов государственного планирования (стратегий, планов, схем, градостроительной документации, в общем ственной программ, государственных целевых программ, других программ и программных документов, изменений к ним, подлежащих утверждению органом государственной власти или органом местного самоуправления). Впрочем, данный Закон содержал большую долю неопределенности, что и дало основания Президенту воспользоваться правом вето. Хотя, по нашему мнению, причина в том, что государство не желает допускать общественность к проведению экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, и все пробелы в законе можно было исправить путем принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

Местное самоуправление

Проектом закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно добровольного присоединения территориальных общин)» (№4773) предлагается определить, что право на переход на прямые трансферты из государственного бюджета, кроме городов областного значения, районных бюджетов, получают бюджеты объединенных территориальных общин.

Причем такое право получают не все территориальные общины, а только признанные Кабинетом министров дееспособными в соответствии с Перспективным планом территориальных общин.

Создается механизм, при котором территориальные общины, не желающие объединяться, по факту лишаются бюджетных субвенций. Концепция этого законопроекта немного не соответствует словам Владимира Гройсмана, что процесс объединения общин абсолютно доброволен: только тот получает блага от государства, кто слепо выполняет его волю.

Язык

Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации (№5313) предлагает:

  • установить, что для телерадиоорганизаций общенациональной категории вещания доля передач и / или фильмов на украинском языке должна составлять не менее 75% в течение суток в каждом из промежутков времени с 7.00 до 18.00 и с 18.00 до 22.00;
  • для соответствующих телеорганизаций региональной и местной категорий установить обязательную долю на уровне 50%;
  • установить обязательную долю передач новостей на государственном языке не менее 75% общей продолжительности всех передач новостей в каждом из промежутков времени с 7.00 до 18.00 и с 18.00 до 22.00;
  • уточнены правила вычисления доли передач и (или) фильмов на государственном языке. Предусмотрено, что фильмы и передачи, которые не являются собственным продуктом телерадиоорганизации и выполнены не на государственном языке, должны быть с субтитрами на государственном языке.
  • передача считается вышедшей на государственном языке, если все реплики ведущих звучат на государственном языке. При этом допускается использование других языков без дублирования и озвучивания при репортажах с места событий, комментариях и т.д.

Нормы квотирования русскоязычного контента распространяются и на телерадиоорганизации, которые осуществляют спутниковое вещание.

Принятие законопроекта рейтингово и финансово ударит, в первую очередь, по таким каналам, как «Интер», СТБ, «Украина», и в то же время позволит телеканалам, которые работают в украиноязычном сегменте, увеличить рейтинги и доходы от рекламы. К таким телеканалам можно отнести, к примеру, «Эспрессо ТВ», который принадлежит автору законопроекта Николаю Княжицкому.

Образование

Народные избранники планируют рассмотреть внесенный Президентом Украины Петром Порошенко законопроект о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» об особенностях доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам, № 6437. Суть поправок в базовый закон касается регулирования доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам в учебных заведениях. В частности, закрепляется право на образование лиц с особыми образовательными потребностями и обеспечивается возможность получать образование во всех учебных заведениях. А если речь о государственных и коммунальных учебных заведениях, то предоставление таких услуг для лица будет происходить на безвозмездной основе, независимо от «установления инвалидности». Покрыть расходы должно государство путем предоставления местным бюджетам целевых субвенций. Но, несмотря на межбюджетные трансферты, Гарант рассчитывает, что местные советы самостоятельно примут активное финансовое участие в обеспечении предусмотренных мероприятий. Также вводится полная и индивидуальная формы обучения, определение понятий «лицо с особыми образовательными потребностями», «инклюзивное обучение» и др. Поскольку проект определен как неотложный, скорее всего, рассмотрение документа будет в приоритете.

Экономическая политика

Ко второму чтению подготовлен проект Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», №4666, разработанный группой народных депутатов, входящих в парламентский комитет по вопросам экономической политики. При подготовке проекта ко второму чтению в комитет поступило 335 поправок, из которых при доработке 138 отклонено, а остальные учтены полностью или редакционно.

Напомним, проект направлен на совершенствование регулирования отношений по созданию, регистрации, деятельности и прекращению соответствующих обществ. Закон должен устранить пробелы и юридические коллизии в действующем законодательстве и привести его в соответствие с нормами, характерными для законодательных актов стран-членов ЕС. Значительное внимание в проекте уделяется поиску оптимального баланса между обеспечением менеджерам максимально возможной свободы в принятии управленческих решений и реализации предпринимательской инициативы, и созданием механизмов, которые бы позволили участникам осуществлять эффективный контроль за деятельностью исполнительного органа и привлечь к ответственности недобросовестных менеджеров.

Данный законопроект в некоторой степени является продолжением заложенного вектора развития правовой системы Украины с идеей детального регулирования конкретных правоотношений на уровне отдельного закона. Базовым актом в данной сфере является действующий закон «О хозяйственных обществах», принятый еще в 1991 году. Позже, в 2008 году, Рада приняла отдельный закон «Об акционерных обществах», с незначительными отличиями дублировав его суть. Разработчики проекта пошли тем же путем. Очевидно, такая стратегия ведет лишь к накоплению законодательных актов, созданию «пустых» норм и усложнению и без того «потрепанной» правовой системы. Да, возможно, это может быть удобно законодателю, но отнюдь не обычному гражданину. Наверное, рационально было бы инициировать разработку отдельного кодифицированного акта (например, корпоративного кодекса), который должен в одной из частей урегулировать общий подход ко всем субъектам бизнеса, а в отдельных - предусмотреть особенности создания, регистрации, деятельности и ликвидации отдельных его форм . Аналогично тому, как была проведена реконструкция налогового законодательства, разве что с более продуманным подходом к структуре документа и стиля построения и определения правовых норм.

Процессуальное законодательство

В сессионный зал вносятся основной и альтернативный проекты законов «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» реестр. №6232 и №6232-1 соответственно. Основной разработан Президентом Украины и определен как неотложный, а альтернативный представлен нардепом Аленой Шкрум.

Предложенные изменения регулируют процессуальные механизмы, которые должны обеспечить эффективный, справедливый, беспристрастный суд и защиту прав и свобод личности в суде как превалирующую задачу судопроизводства; дают определение состязательности, диспозитивности и пропорциональности как основы судопроизводства; расширяют средства доказывания, определения механизмов обеспечения доказательств и иска; упрощают и ускоряют рассмотрение несложных дел; обеспечивают основательную подготовку и рассмотрение дел в разумные сроки; создают механизмы предотвращения злоупотребления процессуальными правами и компенсации судебных расходов; внедряют «электронный суд».

Предложенные гарантом поправки в законодательство рекордны и по количеству актов, в которые вносятся изменения, и по их объему (законопроект состоит почти из 800 л.). Такие радикальные изменения могут парализовать работу не только парламента, но и всей судебной системы. На этом акцентирует внимание и автор альтернативного законопроекта. Впервые в истории Украины в тексте одного законопроекта предлагается изложить в новой редакции сразу три процессуальные кодексы, внести изменения в дополнение к семи кодексов Украины и одновременно внести изменения в восемнадцати законов Украины, несмотря на то, что предусмотренные изменения касаются совершенно разных сфер общественных отношений и должны подаваться отдельными законопроектами. Довольно забавной выглядит ироническая предложение Алены Шкрум добавить к президентскому законопроекту еще целый ряд важных положений, а именно: относительно урегулирования вопросов дипломатической службы, социальной защиты военнослужащих, членов их семей и лиц, захваченных в заложники, позволит в очень сжатые сроки решить большое количество существующих проблем и отправить парламент на летние каникулы.

Введение такой беспрецедентной практики проектирования законопроектов больше похоже на изнасилование, а не реформирование правовой системы и издевательства над юристами и всеми, кто имеет отношение к юриспруденции.

Таможенные долги

23 марта с.г. Порошенко зарегистрировал законопроект № 6233 «О внесении изменения в статью 540 Таможенного кодекса Украины относительно принудительного исполнения постановления органа доходов и сборов или суда о наложении штрафа» и определил его как неотложный. Со всей вероятностью он может быть рассмотрен уже на этой неделе. Фактически проект касается принудительного исполнения судебных решений и решений других органов. Поэтому поправками определяется, что постановление органа доходов и сборов или суда (судьи) о наложении штрафа вносится этим органом или судом в Госреестр исполнительных документов в случае если штраф не будет уплачен в установленные сроки. Соответствующее постановление не позднее следующего рабочего дня должно быть предъявлено к исполнению органа исполнительной службы. В свою очередь, исполнительная служба должна быть отчитаться перед органом доходов и сборов или судом (судьей), который вынес соответствующее постановление, о ее выполнении.

Инвестиции и капитал

В анонсированном проекте повестки дня также упоминается подготовленный ко второму чтению законопроект №4541 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уменьшения барьеров для привлечения иностранных инвестиций (относительно отмены регистрации иностранных инвестиций и внесении изменений в правила трудоустройства и временного проживания иностранцев)», внесенный группой народных избранников во главе с Сергеем Киралем. При доработке документа в профильный комитет поступило 95 предложений с поправками от парламентариев, из которых 64 учтено (8 частично), а 35 - отклонено.

Напомним, базовая идея данного документа концептуально направлена ​​на либерализацию бюрократически сложной процедуры ведения в Украине бизнеса с привлечением иностранного капитала. С чего следует логический вывод, что в первую очередь данный документ ориентирован на иностранных инвесторов, а внедрение предусмотренных им механизмов должно способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине. Поэтому и неудивительно, что текст проекта разработан в сотрудничестве с Европейской Бизнес-Ассоциацией. Более подробно в обзоре от 11 апреля.

Информатизация

Во второй раз по процедуре второго чтения парламент рассмотрит проект Закона «Об электронных доверительных услугах», № 4685. Проект разработан с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи с учетом опыта Европейского Союза, развития единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг, признание в Украине электронных доверительных услуг, предоставляемых иностранными поставщиками электронных доверительных услуг.

В плане развития электронных доверительных услуг Украина отстала от Европы, и принятие закона позволит дать украинским гражданам полный спектр возможностей по ведению дел, которые существуют в цивилизованном мире.

Кроме указанного, парламент рассмотрит законопроект «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» № 2126. Вопросами подготовки комплексного законопроекта в области кибербезопасности парламентарии и чиновники занимаются с 2010 года и, возможно, на этой неделе вопрос таки будет решен.

В законопроекте предлагается определить правовые и организационные основы обеспечения защиты жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, национальных интересов Украины в киберпространстве, основные цели, направления и принципы государственной политики в сфере кибербезопасности Украины и др.

Более подробно о законопроектах в области кибербезопасности в прошлых статьях 7 февраля и 16 мая.

Микола Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО