Любые принципиальные изменения в правовом регулировании следует проводить крайне осторожно. То же касается и внедрения запретов. Ведь для общества они подобны сложной хирургической операции, которая должна проводиться с помощью скальпеля, но отнюдь не топора.
Накануне вступил в силу всем известный Указ Президента Украины Петра Порошенко. Лично у меня нет однозначной позиции относительно его содержательной части. Вопрос проблемный и дискуссионный. Однако в чем я убежден, так это в том, что подобные нормативно-правовые акты должны вступать в силу иначе, чем это было сделано. Одно из правил нормотворческой техники предусматривает, что нормы права, которые в корне меняют правовое регулирование или вводят ограничения, касающиеся большого количества лиц, должны вступать в силу с учетом назначения переходных периодов.
Объяснение этого правила очень простое: человек должен иметь возможность приспособить свое поведение к новым правовым нормам. Продолжительность адаптации в таких случаях может быть разной, однако по большей части с момента официального опубликования до момента вступления в силу проходит от месяца до года. Зато, согласно тексту упомянутого Указа, он вступил в силу сразу с момента его опубликования, то есть вчера.
Таким образом, сознательно или вследствие недостатка знаний произошло нарушение принципа правовой определенности, который является составляющей принципа верховенства права.
В авральном порядке простые граждане и предприятия вынуждены приспособиться к новым реалиям. Хотя, как по мне, если бы в Указе было предусмотрено, что он вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, он был бы воспринят спокойно значительной частью населения.
Такая ситуация выглядит странно, ведь решение, в принципе, готовилось давно, а значит, такие элементарные вещи следовало понимать.
Есть еще один момент, который удивляет. В правовой науке есть понятие «дифференциация правового регулирования». Оно означает, что при регулировании общественных отношений с помощью правовых норм следует учитывать разницу между различными видами общественных отношений.
Иначе говоря, нельзя одинаково регулировать различные правоотношения. В нашем случае, очевидно, можно было применить дифференцированный подход. Запретить вначале социальные сети, ибо эта сфера наименее чувствительна для граждан, и одновременно через социальные сети осуществляется информационное воздействие. Впоследствии – предусмотреть запрет почтовых ящиков. Ну, и в последнюю очередь внедрить запрет на программное обеспечение, такое как 1С. При этом желательно не только запретить, но и предусмотреть альтернативу.
Впрочем, очевидно, что люди, которые сегодня находятся у власти, напоминают скорее мясников на рынке, чем высококлассных хирургов. А если так, то и топор им ближе, чем профессиональные хирургические инструменты.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»