Трагедия без срока давности: опасен ли Чернобыль спустя три десятилетия

Татьяна Тимочкопредседатель ВЕЛ, эколог

Ситуация в Чернобыльской зоне, конечно, изменилась по сравнению с 1986 годом. Спустя 31 год много природных комплексов смогли восстановиться. Но – благодаря лишь одной причине: невмешательству человека.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказала председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко, говоря о годовщине аварии на ЧАЭС.

Катастрофа ЧАЭС: 26 апреля 1986 – 26 апреля 2017

«Отсутствие техногенной нагрузки, хозяйственной деятельности, несмотря на существующее радиоактивное загрязнение, позволили восстанавливаться природным комплексам. Природа без вмешательства человека достаточно активно восстанавливается, но на самом деле радиоактивная угроза сохраняется. Эта территория в течение следующих тысячи лет будет представлять угрозу для жизнедеятельности человека», - рассказывает председатель ВЭЛ.

Бесспорно, уточнила она, зона ЧАЭС очень неоднородна: в 1986 году в нее попали как более, так и менее радиоактивно загрязненные территории

«Несколько попыток, начиная с 2010 года и до настоящего времени, изменить статус, сократить территорию ЧАЭС, а точнее, в первую очередь, зоны отчуждения – абсолютно авантюрны. Они не опираются на исследования», - подчеркнула эколог.

Комплексное исследование всех компонентов природной среды за последние 20 лет в зоне отчуждения не проводилось.

«Поэтому планы правительства сократить эту территорию или начать ее хозяйственное использование экологически опасно, вредно для здоровья людей, которые будут там находиться и будут способствовать распространению загрязнения», - убеждена Тимочко.

Зона отчуждения сегодня: новые угрозы

«Происходящее с вырубкой чернобыльского леса, вывозом материалов из зоны ЧАЭС – это распространение вторичного радиоактивного загрязнения на больших территориях за пределами зоны отчуждения», - добавила она.

Вырубка лесов в зоне отчуждения приводит к обнажению огромных лесных участков, которые перестают быть защитой для почвы деревьев, где содержится влага. Вследствие перемещения воздушных масс пыльные бури могут переносить радионуклиды на дальние расстояния.

Также угрозу, добавила эколог, представляют пожары на прилегающих территориях. Выгорает плодородный слой почвы, растительности.

«Это может привести к подъему на поверхность и распространению в атмосфере радиоактивных элементов, которые сейчас находятся глубже.

Сейчас нужно не просто беречь лес, а все время его высаживать, чтобы укрепить лесной покров территории, которая еще сотни лет будет непригодна для использования. В том и трагедия аварии, что из пользования изъяты тысячи гектаров земель, и изъяты они на сотни лет.

Чернобыль: спасти и сохранить

«Очень важных наработок ученые достигли еще в 80-ые годы. Это касалось, в первую очередь, восстановления почв. Известкование почв - очень малозатратное действие, но имеет положительные последствия для их оздоровления», - констатировала эколог.

В Белоруссии более 25 лет существует программа известкования почв. Они почти ежегодно до 100 тыс. гектаров известковали, и тем самым существенно уменьшили уровень радиационного загрязнения территорий.

«Это простой и действенный шаг, но, к сожалению, наши чиновники вспоминают о ЧАЭС в дни аварии и когда надо использовать эти территории», - отметила она.

На самом деле, по ее убеждению, стоит говорить об инновационных программах использования этой территории. В первую очередь, это исследования, которые интересуют ученых мира.

«Можно было бы сделать открытую программу проведения научных исследований. Это дало бы средства для поддержания жизнедеятельности этой территории, изучения флоры и фауны, пострадавших от катастрофы», - предположила эколог.

«Второе направление - экспериментальное, в смысле производства, по изучению влияния радиоактивного загрязнения на отдельные компоненты природной среды. Как долго это сохраняется? Как распространяется? Этим занимались ученые первые 5-10 лет после аварии. Есть предложения по размещению солнечных батарей на участках с предельно допустимым уровнем загрязнения плантаций. Это перспективный путь, но при условии неиспользования под технические культуры, свалки или производственные нужды», - прокомментировала Татьяна Тимочко.

Кто из украинских политиков и как собирался ликвидировать последствия катастрофы – «Слово и Дело» выяснило в материале «Зона отчуждения ЧАЭС. Что наобещали и что на самом деле выполнили политики?».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО