Воскресный турецкий референдум стал переломным для развития страны почти за 100 лет ее новейшей истории. Теперь глава государства получил всю полноту исполнительной власти и может остаться на своем посту до 2029 года. При слабой оппозиции, подконтрольных армии и СМИ, в условиях подавления инакомыслия Турция получает диктаторский режим.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Момент истины для Эрдогана. Три причины, почему Турция становится диктатурой» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«В Турции до сих пор борются две крайности: значительный протестный потенциал турок тесно связан с уважением к власти, основанной на культе личности «лидера нации». Несмотря на превращение Турции из религиозного в светское государство в начале 20-ых годов прошлого века, тогдашний ее лидер Кемаль Ататюрк заложил и мину замедленного действия в виде сакрализации собственной персоны. А значит, в трудные минуты турки апеллируют именно к тем ценностям «сильной руки», которые способны преодолеть негативные общественные явления, чем успешно воспользовался Эрдоган», - рассуждает Радчук.
Сейчас восприятие результатов референдума мировым обществом также разделилось: страны ЕС и международные организации — критикуют и осуждают, Америка — напротив, поздравила с победой.
«Поздравление Трампа подтверждает тезис о том, что США не так озабочены демократическими свободами в мире, как собственными интересами. А Турция – важный игрок во всех процессах, связанных с решением кризисных явлений на Ближнем Востоке», - подчеркнул политолог.
Относительно ЕС, то застой, который длился 10 последних лет, сильно изменил мнение самих турок относительно сближения с Евросоюзом.
«Европейские лидеры слишком долго держали на коротком поводке Турцию, пытавшуюся стать полноправным членом европейского сообщества. Сейчас становится все более очевидным, что Эрдоган не остановится в своем стремлении к усилению власти. Свидетельство этому — реальное намерение вернуть смертную казнь, даже путем референдума», - считает Радчук.
Европа, на его взгляд, слишком долго «холодно» относилась к попыткам Турции присоединиться к ЕС. И даже различия в ценностях не оправдывают страхи лидеров европейских стран касательно «туркизации» европейского континента. Поэтому вполне естественно, что внутри страны возникло движение сопротивления интеграции в ЕС.
Третьим отдельным блоком, по его словам, можно выделить взаимоотношения Турции с НАТО.
«Турция – один из самых влиятельных членов НАТО, присоединившийся к военно-политическому блоку еще в 1952-ом году. Генсек НАТО официально поддержал решительность Турции в конце ноября 2015-го относительно неправомерных действий российской авиации, но вот в самом блоке намекнули на необходимости деэскалации конфликта и переговорах. То есть в случае потенциальной угрозы со стороны РФ даже Турция могла не получить военную поддержку других участников военного блока, которая гарантируется 5-ой статьей Договора о НАТО», - объясняет политический эксперт.
Это еще одна причина углубления авторитарных тенденций в Турции, уточнил он, ведь в неспокойном ближневосточном регионе надеяться на стопроцентную гарантию помощи от союзников не стоит. Анкара будет рассчитывать только на себя.
Приведенные аргументы, по убеждению эксперта, а также сама ситуация в Турции, показательны и для Украины.
«У нас присутствуют те же факторы – война, непрогнозируемая ситуация в отношениях с ЕС, не говоря уже о том, что Украина не является членом НАТО и отсутствуют гарантии помощи со стороны западного мира», - подчеркнул он.
Более того, Украина имеет благоприятные внутриполитические условия для движения к диктатуре.
«Оппозиция хотя и представлена значительным количеством политсил, все же не имеет достаточного влияния на управление государством. Слабые институты демократии, нереформированная судебная система, высокий уровень коррупции – все эти факторы до сих пор сопровождают нашу страну. Единственное значительное отличие с Турцией – авторитарные тенденции там развиваются на фоне экономического роста и решительной борьбы с коррупцией. Может, это и позволило Эрдогану укрепить его власть», - резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Момент истины для Эрдогана. Три причины, почему Турция становится диктатурой».