Я уже неоднократно писал, что народным депутатам перед вручением полномочий надо проводить хотя бы краткосрочные курсы по ликвидации безграмотности, однако вынужден опять вернуться к этому тезису из-за новой волны комментариев и инициатив наших народных избранников по урегулированию вопросов, связанных с гражданством. Более того: фактически эта колонка написана специально для наших уважаемых депутатов в рамках курса «Ликбез отечественного парламентария».
Статья 4 Конституции предусматривает, что в Украине существует единое гражданство. Многие из депутатов считают, что это значит, будто Основной Закон запрещает иметь одновременно с гражданством Украины гражданство другого государства. На самом деле ничего подобного. Запрет единого гражданства с точки зрения конституционного права означает, что не может существовать, наряду с гражданством Украины, гражданства определенной ее административно-территориальной единицы. Например, не может существовать гражданства Винницкой области, ну и тем более – так называемых «ДНР» или «ЛНР».
Депутаты любят рассказывать, что многие из парламентариев имеют двойное гражданство. Ложь: ни один из народных депутатов не имеет двойного гражданства. Ни один! Поскольку термин «двойное гражданство» как раз означает, что, наряду с гражданством Украины, существует гражданство ее административно-территориальных единиц. Так, например, в Финляндии жители Аландских островов имеют по два гражданства: отдельно Финляндии и Аландских островов. Если же речь идет о одновременном пребывании в гражданстве нескольких государств, то правильно использовать термин «множественное гражданство». И как раз оно у нас запрещено законом «О гражданстве Украины». Кстати, если бы в СМИ и политикуме правильно использовали термины, господин Коломойский, например, не смог бы выкрутиться в известной ситуации. Ведь законодательный запрет на множественное гражданство означает, что лицо не может быть гражданином более чем одного государства. То есть количество гражданств значения не имеет.
Конституция предусматривает запрет на лишение гражданства Украины. Из этого положения отдельные народные депутаты сделали вывод, что, если указать в законе «О гражданстве Украины» возможность прекращения ее гражданства по инициативе государства, то это будет неконституционно. Очевидно, эти парламентарии в глаза не видели действующий закон «О гражданстве». Согласно статье 17 этого закона, одним из оснований для прекращения гражданства Украины является его потеря. В свою очередь, основанием для потери гражданства нашей страны является добровольное приобретение ее гражданином гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетия. Скажем больше: эта норма не противоречит Конституции и была заимствована в свое время из Европейской конвенции о гражданстве, ратифицированной Украиной. Разница между «лишением гражданства» и «потерей гражданства» связана с тем, что лишение рассматривается как наказание за преступление, и в результате лишения человек вообще становится апатридом (лицом без гражданства). При этом потеря гражданства рассматривается как следствие именно нарушения законодательства о гражданстве и может быть применена к лицу при условии, что потеря гражданства не повлечет случай безгражданства лица.
P. S. Откровенно говоря, мне было лень писать колонку, посвященную гражданству, но, воодушевленный Виктором Уколовым (депутатом Верховной Рады VI созыва – Ред.), я это все же сделал. Цитата от Уколова: «Статья 4 Конституции Украины означает, что гражданство Украины может быть только одно – украинское. Так решили в 1996 году законодатели. Чтобы изменить эту норму Конституции Украины, необходимо две сессии Верховной Рады, Заключение Конституционного Суда и небывалое единство парламента в три четверти голосов, то есть триста голосов. Таким образом, даже если парламентарии позволят двойное гражданство для какой-то части парламентариев, которые живут на приграничных территориях, то этот закон может быть обжалован в Конституционном Суде». Если бы студент мне такое сказал на втором курсе во время зачета по «Конституционному праву», он вынужден был бы пойти на пересдачу. В четырех предложениях я насчитал пять ошибок по конституционному праву! Кроме уже названных выше, господин Уколов не знает и того, что для внесения изменений в Конституцию действительно необходимо большинство в 300 голосов, но это две трети, а не три четверти от конституционного состава парламента. К тому же, если изменения вносятся в раздел 1 Основного Закона, то обязательно должен быть проведен Всеукраинский референдум. Ну и, конечно, Конституация Украины не запрещает множественного гражданства, она запрещает двойное! Поиск остальных ошибок, надеюсь, осуществит уже кто-нибудь другой.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»