В эти дни мы вспоминаем сотню погибших на Майдане. Эти события навсегда изменили нашу жизнь. Но жить лучше после Евромайдана стали лишь несколько людей. Речь идет о политических лидерах Майдана. Как сложились их судьбы? И что они делают сейчас, три года спустя?
Одним из первых поддержать журналистов на Майдан вышел Виталий Кличко. Многие приближенные к Януковичу говорили тогда, что Америка хочет видеть президентом Украины именно Виталия Кличко. И из-за него все и затевалось. Но потом что-то пошло не так. Говорят, Штатам не понравилось заигрывание боксера с олигархом Дмитрием Фирташем. В результате, Кличко пришлось довольствоваться должностью мэра Киева, повелителя снега, гололедицы и ларьков. Кстати, недавно с Кличко произошел небольшой казус. Волна сноса незаконных МАФов случайно поглотила киоск «Рошен». Говорят, киевскому голове звонил лично Президент и возмущался, что Кличко не предупредил его о предстоящем сносе.
Сам нынешний президент Петр Порошенко не был активным участником Евромайдана. Он пришел не с самого начала, а в острой фазе играл роль посредника между митингующими и силовиками. Наверное, именно имидж примирителя и сделал из него Президента прямо в первом туре. И народ даже не обратил внимание на то, что Порошенко еще недавно трудился на посту министра экономики в «злочинном» правительстве Азарова. Судьба Порошенко после Евромайдана сложилась неплохо для него самого. Правда, все надеялись на то, что бизнесмен прекратит заниматься коммерцией и превратится в украинского Вацлава Гавела. Но коммерческая жилка победила, и в результате наш Президент сумел переподчинить себе и своим друзьям все денежные потоки. Контрабанда угля, выдача лицензий, смотрящие за министрами из других политических лагерей, заигрывание с представителями бывшей власти, контроль над судами через СБУ. Говорят, Петр Порошенко настолько внимателен к деталям, что до сих пор лично проверяет начисление зарплат уборщицам своего спортивного клуба. Стоит также отметить, что сотрудники президентского «5 канала» до сих пор получают зарплаты в «конвертах». А «деолигархизация», «выход бизнеса из тени» – это та жизнь по-новому, которая касается всех, кроме окружения президента. Ныне Порошенко занимается тем, что пытается не допустить парламентских и президентских выборов. В его политсиле бардак и до конца непонятно, кто кому Рабинович. Внутренняя оппозиция в БПП, состоящая из профессиональных борцов с коррупцией, испортила имидж не только Порошенко, но и самим себе.
В Кабмине тоже все не слава богу. Владимир Гройсман, назначенный Порошенко как «свой» среди своих, попытался вести самостоятельную игру. И из исполнительного мальчика на побегушках превратился в полноправного партнера Петра и его команды. В попытке переподчинить себе потоки в денежных министерствах, Гройсман технично отодвигает министров, которых раньше позиционировали как «технологичных», ориентированных на реформы и прогрессивных. То есть, случилось все то, чего не хотел Майдан. Кулуарщина, непотизм и коррупуция борцов с коррупцией. В нынешнем составе Кабмина, кроме Степана Кубива, не осталось уже никого из лидеров тогдашнего сопротивления. Сам Кубив является в правительстве личным «смотрящим» Порошенко: его ушами и руками. Кубив ничего не смыслит в экономике страны, а это и не актуально. Главное, чтоб мимо носа ничего не проскочило.
Один из ярких лидеров Майдана, глава партии Народный Фронт Арсений Яценюк ныне ушел в тень. «Отжать» Яценюка с политической арены было задачей Петра Порошенко. И он сделал это. Сеня, который на Майдане обещал безропотно принять «кулю в лоб» в случае политической необходимости, так ее и не получил. Он продолжает контролировать свою фракцию в парламенте и нескольких министров в правительстве. Его ближайший соратник еще со времен Черновцов Павел Петренко – один из долгожителей в Кабмине. Петренко из скромного юриста Народного фронта стал зубастым министром, которому в работе мешает только злоупотребление алкоголем и порядочность в желании трудоустроить всех своих любовниц. Другой соратник Яценюка – министр внутренних дел Арсен Аваков превратился в яркого самостоятельного игрока, министра внутренних дел без страха и упрека. Хотя, страх есть. За собственную жизнь. Он даже построил себе личный гараж прямо в здании МВД. Бронированный автомобиль Авакова, боясь снайперской винтовки, заезжает прямо в здание, в то место, где раньше была гардеробная. Чем обусловлена такая боязнь – то ли в связи с общим ростом преступности, то ли прямыми угрозами министру – неизвестно. Аваков, став министром, сразу забыл о всех своих популистских обещаниях. Например, построить в Межигорье детскую больницу. Зато наградил оружием всех, кого только можно было, в основном своих соратников и их помощников. И даже не по одному разу. Нардепу Сергею Пашинскому даже довелось применить наградной «Форт». Кто виноват в происшествии, пока в прокуратуре не нашли. Ныне народный депутат является руководителем комитета ВР по вопросам национальной безопасности. Именно с Пашинским связывают неудачные закупки для армии в «Укроборонпроме». В этом же предприятии работает сын Пашинского. Совпадение? Не думаю.
Андрей Парубий за активное участие на Майдане награжден неплохим постом – спикера парламента. Именно Парубий во время Евромайдана отличился небывалым количеством обещаний народу. Например, он обещал привлечь к ответственности тогдашнего министра внутренних дел Виталия Захарченко. Известно, что Захарченко ныне живет и здравствует в Москве, и контролирует информационное поле Украины через «112 канал». При Парубие Верховная Рада пошла в разброд и шатание. Депутатов нельзя собрать в кучу, чтобы провести рутинное голосование. Не раз уже заседание закрывалось из-за отсутствия депутатов в зале. Команда администраторов в парламенте Парубия – популисты и неудачники, напоминающие времена Ющенко. Они воюют с Комитетом парламента по вопросам регламента за переподчинение себе денежных потоков от работы столовой ВР, гаража, закупок техники, освобождения депутатских квартир. В постоянном поиске, на чем еще заработать, они вовсе не думают об усилении интеллектуального блока в парламенте, качественной подготовке законопроектов, например.
Александр Турчинов, предавший Юлию Тимошенко и приблизившийся в последнее время к Президенту, возглавляет Совет нацбезопасности и обороны. Он исчез из информационного поля. Недавно у Турчинова случилась личная неприятность. Говорят, неизвестные, используя «левое» решение нотариуса, переписали на неизвестных лиц дом, принадлежащий Турчинову. В один прекрасный день он проснулся и узнал, что недвижимость ем уже не принадлежит. «Отмотать» процесс удалось лишь звонком Павлу Петренко и несколькими решениями суда. Говорят, Турчинов сам не ожидал, что Революция достоинства приведет к такому бардаку. В том числе и в вопросах регистрации имущества.
Свободовец Олег Тягнибок во время Евромайдана входил в переговорную тройку. За революционные заслуги он получил для своих несколько постов в органах власти. К примеру, Олег Махницкий стал генеральным прокурором. Именно при Махницком ГПУ прославилась тем, что ничего не сделала для расследования расстрелов на Майдане. Все дела продавались, улики затирались. А сам Махницкий успел вовремя уйти в тень, купить несколько гостиниц и особо не печалиться.
Ныне Генпрокуратуру возглавляет еще один яркий участник тех событий – Юрий Луценко. Профессиональный оратор и шутник, он троллит всех своих фигурантов уголовных производств. При этом, как отмечают недоброжелатели, он продолжает отпускать представителей прошлой власти, обвиняемых в коррупции. Но и про казну не забывает, и про показатели. Любимая уловка Луценко – выпустить фигуранта после подписания сделки со следствием. Человек признает свою вину, сдает подельников и платит в госбюджет. Правда суммы, перечисляемые в казну, явно меньше тех, которые им вменяют. Иногда сплетники доносят, что Луценко прочат то в следующие президенты, то в премьер-министры. Сам генпрокурор был бы не прочь. И туда, и сюда.
Всем сестрам по серьгам. Дивиденды получил каждый, кто успел залезть «на броневик» революции. Кэш, много кэша, лоббизм, преференции… Все то, против чего боролись революционеры, они пустили в оборот.
Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слова и Дела»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.