Призрачный эффект: когда на самом деле заработает система е-декларирования?

Александр Радчукполитолог

Сага с декларированием имущества и состояния госслужащих в Украине в 2017 году ожидает своего логического продолжения. В этом году отчитываться в системе е-декларирования будет еще большее количество чиновников.

Речь идет о более чем 700 тысяч госслужащих. В прошлом году состоялась так называемая «первая волна» декларирования, когда свои имущественные отчеты подали около 100 тысяч чиновников, народных депутатов и судей самого высокого уровня. Учитывая, что в декларациях нужно указывать имущество и активы членов семей, история с е-декларированием в этом году коснется чуть ли не вдвое больше граждан от запланированного количества. По оценкам экспертов, речь идет как минимум о 1,5 миллионах человек. А учитывая то, что в 2017-м декларанты-первопроходцы прошлого года должны будут уже во второй раз отчитаться, работы у Национального агентства по предотвращению коррупции будет невпроворот.

Именно на этом этапе следует задуматься не только о самой процедуре декларирования, но и о следующем шаге – проверке указанных в декларациях данных. Понятно, что проверить такой массив информации «вручную» невозможно. Однако именно имплементация автоматической системы проверки данных деклараций пока что забуксовала. Подобная ситуация создает дополнительное неверие в то, что за недостоверные данные кто-то из декларантов таки понесет заслуженное наказание, а взяточники и нечистые на руку госслужащие будет выявлены и наказаны.

Кто еще будет декларировать доходы?


Во-первых, во «вторую волну» подать свои декларации должны будут все те субъекты декларирования, которые уволились в прошлом году, даже если это произошло до 1 сентября, когда была запущена система электронного декларирования.

Во-вторых, основная масса новых декларантов, которые по закону отчитаются о своем имущественном положении, это все чиновники, которые работают в органах власти и местного самоуправления, в государственных и коммунальных учреждениях, заведениях и организациях. Если детализировать, то это: депутаты всех местных советов, государственные служащие категории «В», чиновники местного самоуправления 4-7 категорий (начальники управлений, руководители исполкомов, сельские и поселковые головы, и т. п.), все полицейские, военные должностные лица, должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, руководители учреждений здравоохранения (например, главные врачи), чиновники НАН Украины, руководители высших учебных заведений и их заместители (ректоры, проректоры), должностные лица государственных и коммунальных предприятий и другие.

Фактически, речь идет о всех лицах, которые так или иначе имеют отношение к управлению государственными ресурсами в любой сфере, чиновникам исполнительной власти, всех выборных должностях.

Кроме того, уже повторно отчитаются народные депутаты, члены правительства, Президент, руководители государственных органов, около 7 тысяч судей, 10 тысяч прокуроров, 11 тысяч следователей, государственные служащие категории «А» (около 1300 человек), государственные служащие категории «В» (около 63 тысяч человек).

Бюрократические войны

Впрочем, задекларировать – еще полдела. Необходимость проверки данных е-деклараций неоднократно отмечали как внутри государства, так и за его пределами.

Но пока что результаты деятельности НАПК в данном направлении неутешительные. А точнее, до сих пор не запущен сам механизм эффективной проверки данных декларантов. Бездействие Агентства уже раскритиковал премьер-министр Владимир Гройсман во время заседания правительства, на котором заслушали отчет главы НАПК Натальи Корчак. Беспокойство у главы правительства вызывает целый ряд обстоятельств, которые могут сорвать процесс заполнения е-деклараций. Например, по информации премьер-министра, НАПК не заключило ни одного соглашения относительно дальнейшей аренды серверов для е-деклараций.

С большим массивом критики в адрес НАПК выступили в Минюсте и лично министр Павел Петренко. По его мнению, НАПК работает неэффективно: он обвинил чиновников в безответственности, ведь те в течение длительного времени не могли создать качественный Порядок проверки е-деклараций. Мол, это пришлось делать Минюсту, Секретариату Кабмина и представителям общественности. «Они (НАПК – Ред.) получили огромное бюджетное финансирование, но не смогли разработать нормативную базу для своей работы», – отметил Петренко.

В то же время в НАПК считают подобные обвинения надуманными. «Национальное агентство – государственный орган, который отчитывается за каждую копейку потраченных денег. В данной ситуации министр юстиции может манипулировать цифрами в миллионы, но этого не можем позволить себе мы. Бюджет НАПК в 2017 году – 162 млн 888,3 тыс. грн: оплата труда и начисления на заработную плату – 77 млн 736,4 тыс. грн, капитальные расходы – 66 млн 200 тыс. грн, оплата товаров, предметов и услуг – 16 млн 839,3 тыс. грн, коммунальные – 2 млн 112,6 тыс. грн. Остальные 442 млн 399,4 тыс. грн – деньги партий или же государственное финансирование политических партий на 2017 год. Не нужно искать саботаж там, где его нет», – написала на своей странице в Facebook глава Агентства Наталья Корчак.

Впрочем, на первый взгляд, ситуацию вроде бы удалось уладить. На днях в НАПК сообщили о прохождении государственной регистрации Порядком проведения контроля и полной проверки декларации, который удалось согласовать и с Минюстом, и с Секретариатом Кабмина. Но остается еще одна важная деталь – запуск программного обеспечения для проведения автоматического контроля Реестра деклараций.

Вынужденная задержка?

Теперь, когда утвержден соответствующий Порядок проведения контроля и полной проверки деклараций, данные о несоответствиях, которые найдут в НАПК, можно смело передавать на рассмотрение НАБУ. Ведь до появления этого документа лица, в отношении которых проводилась проверка, могли обжаловать ее результаты в судах. Почему так долго согласовывался этот документ – вопрос риторический.

Кроме того, вскоре, как указывают эксперты, возникнет еще одна проблема: проверить данные всех декларантов «в ручном режиме» невозможно, а значит, нужно запустить соответствующее программное обеспечение для автоматической проверки Реестра деклараций. И в НАПК уже вроде официально подтвердили, что денег на разработку и внедрение подобной автоматизированной системы в Бюджете на 2017 год предусмотрено не было.

Существует еще целый ряд вопросов относительно будущего сотрудничества НАПК с Минюстом, ведь последний, например, должен предоставить доступ к целому перечню информационных баз данных государственных органов.

Таким образом, полноценная проверка данных е-деклараций если и состоится, то не раньше чем будут решены все вышеуказанные проблемы. А значит, система еще долго не заработает полноценно. Так, например, в НАБУ сообщили, что по состоянию на 23 января этого года расследуют всего 25 уголовных производств по сведениям, указанным в е-декларациях. Речь идет о 14 судьях, 6 народных депутатах, двух главах райгосадминистраций, одном заместителе главы областного совета и одном руководителе центрального органа исполнительной власти.

Если речь идет о таком низком КПД, то вскоре у общества возникнут вполне логичные вопросы. Например, зачем ежегодно выделять сотни миллионов гривен бюджетных средств на такую несостоятельную антикоррупционную деятельность.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО