Среди важных событий недели – ликвидация боевика по кличке «Гиви», стабилизация ситуации в Авдеевке, публикация промежуточных результатов расследования убийства журналиста Павла Шеремета, назначение нового главы Национальной полиции и вандализм украинского депутата под посольством Германии.
Хроники оккупации
Сейчас главное происходит на фронте, поэтому новости о событиях вблизи линии разграничения и на оккупированных территориях – вперед.
Во-первых, 8 февраля прямо у себя на базе, в Макеевке, был отправлен на тот свет одиозный главарь боевиков «Сомали» – Михаил Толстых по кличке «Гиви». Бывший охранник супермаркета из Иловайска, прославившийся избиением пленных «киборгов» перед объективами российских телекамер, погиб на месте после прямого попадания из реактивного огнемета «Шмель» в окно его кабинета. Показательно, что это произошло далеко от линии фронта. Основные версии случившегося – работа украинских спецслужб, зачистка российскими спецслужбами плохо контролируемых лидеров бандитов и локальные разборки. Согласно последней версии, на Гиви в последнее время был зуб у многих его подчиненных – «поймав звезду», главарь зачастил с рукоприкладством и наказаниями в адрес своих же подельников, а во время боев под Авдеевкой его некомпетентность и вовсе стоила многим из них жизни.
Кстати, об Авдеевке: ситуация там стабилизирована. Невзирая на обстрелы террористов, энерго- и теплоснабжение восстановлено, а гуманитарной помощи в городе хватит еще надолго.
Линия разграничения немного сдвинулась в украинскую пользу: в результате контратаки ЗСУ удалось занять несколько важных позиций севернее Донецка. Конкретно – так называемые «Алмазы» между шахтой «Бутовка», Авдеевкой и Спартаком. Как пояснил автору этих строк человек, несколько месяцев удерживавший «Бутовку», это большой подарок всем ее нынешним защитникам. Теперь украинцам проще оборонять свои позиции в том районе, а также угрожать снабжению и переброске террористов по трассе между Донецком и Горловкой.
Наконец, СБУ отрапортовала о завершении расследования по делу о сбитом под Луганском самолете Ил-76, в результате которого погибли 40 украинских военнослужащих и девять членов экипажа. СБУ подтвердила, что непосредственными организаторами преступления были нынешний главарь террористов «ЛНР» Игорь Плотницкий и два его подельника – Андрей Патрушев и Александр Гуреев.
Напоследок о смешном: свои «расследования» проводят и террористы. Так, среди возможных организаторов ликвидации «Гиви» они называли советника министра внутренних дел Украины Зоряна Шкиряка. Уже это довольно забавно. Но пока эту байку донесли до российских медиа, сработал эффект испорченного телефона. В результате, журналист телеканала Россия 24 назвал в эфире имена сразу двоих украинских ниндзя – Зоряна и Шкиряка, повергнув украинский сегмент Интернета в двухдневный приступ гомерического смеха и сатирического креатива.
Гончаренко и посол
После хороших новостей с «передка» как-то не хочется возвращаться к нашим баранам в тылу. Но долг обязывает. Скандал недели разразился вокруг немецкого посольства в Киеве. 7 февраля было опубликовано интервью посла Германии в Украине Эрнста Райхеля, в котором тот заявил, что выборы на Донбассе возможны и до вывода оттуда российских войск. Тем самым дипломат ухитрился возмутить как украинских, так и российских политиков и чиновников: первых – потому что это не выборы, а фарс, вторых – потому что они отрицают присутствие этих войск.
Но иногда реакция на спорное заявление превосходит само заявление: замглавы фракции БПП в Раде Алексей Гончаренко в знак протеста решил разрисовать немецкое посольство граффити, написав на нем свое твердое NEIN. И ладно бы какое-то здание по соседству, но нет – фрагмент Берлинской стены, установленный под посольством в качестве памятника. По украинским законам это вандилизм, а по международным – нарушение Венской конвенции. Демарш парламентария не оценили ни его коллеги, ни комментаторы в соцсетях. Извинялись за него многие, от депутатов до президента, а группа активистов тщательно отмыла памятник.
Пленки Онищенко: уже как фарс
Продолжим о смешном и глупом. 9 февраля издание Страна.UA опубликовало новую запись т. н. пленок Онищенко – аудиофайлов, на которых, по словам беглого политика, содержится компромат на руководство государства.
Однако самое веселое было впереди. Вскорости записи на время пропали с сайта издания, руководство которого объяснило это DDoS-атаками на него. Когда же запись вновь стала доступна, она оказалась подправленной: из нее были вырезаны реплики Онищенко о его сотрудничестве с ЮВТ – в аббревиатуре угадывается Юлия Владимировна Тимошенко. В Интернете, впрочем, такие шутки не проходят: пользователи соцсетей успели не только заметить подмену, но и отследить ее хронологию.
Новый глава Нацполиции
8 февраля Кабинет министров утвердил на должности руководителя Национальной полиции генерала полиции третьего ранга Сергея Князева. Хорошие слова об этом человеке: кандидат юридических наук, кавалер ордена Данила Галицкого. Плохие слова: 28 лет рабочего стажа в МВД. Согласитесь, не слишком реформаторская характеристика. Неоднозначные слова: несмотря на то, что его собственная электронная декларация не пышет роскошью, его бывшая супруга и мать его детей владеет множеством квартир, земельными участками и элитным автопарком.
Дело Шеремета
Наконец, 8 февраля МВД отчиталось о расследовании дела об убийстве журналиста Павла Шеремета – одного из руководителей интернет-издания «Украинская правда». Впрочем, версий по-прежнему слишком много: в качестве возможных мотивов называют личные конфликты, профессиональную деятельность, попытки внешних сил дестабилизировать ситуацию в Украине и даже ошибку с идентификацией объекта (по этой версии, убить должны были шеф-редактора «Украинской правды» Алену Притулу). Хотя основная версия – все же профессиональная деятельность. Уже известно, что убийцы «вели» Шеремета долго и обстоятельно. Взрывное устройство, уничтожившее автомобиль журналиста, было собрано из элементов противопехотной мины направленного действия МОН-50 и электродетонатора типа ЭДП. Следствие даже располагает видеозаписями с лицами предполагаемых преступников, но пока не показывает их прессе. Наконец, ряд косвенных свидетельств, включая данные о телефонных разговорах в том районе, позволил министру внутренних дел Арсену Авакову предположить возможность российского следа в убийстве журналиста. Напомним, до Украины Шеремет активно трудился в медиа РФ и родной Беларуси.
Виктор Трегубов, специально для «Слова и Дела»