Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Во вторник начинается последняя сессионная неделя пятой сессии восьмого созыва Верховной Рады Украины. Повестка дня не несет в себе каких-то сенсаций. Итак, выражаясь спортивной терминологией, депутаты затягивают время и банально «доигрывают матч». Поэтому не стоит ожидать результативных голосований. Остается надеяться, что к серьезным вопросам парламент все-таки приступит с началом следующей сессии.

Организация работы Верховной Рады

В соответствии с частью первой статьи 10, частей первой, третьей, шестой, седьмой статьи 19 регламента Верховной Рады Украины, комитет по вопросам регламента и организации работы зарегистрировал проект постановления о календарном плане проведения шестой сессии Верховной Рады восьмого созыва №5585. Календарный план шестой сессии обращает на себя внимание только фактически месячным перерывом в работе парламента (с 17 апреля по 15 мая). Хотя это мы называем это перерывом, парламентарии же планируют все это время работать в комитетах с перерывом на поездку в округа с 24 по 28 апреля. Сама же сессия будет длиться до 21 июля.

Также планируется проголосовать проект постановления о финансовом обеспечении деятельности Верховной Рады № 5573. Согласно смете, зарплата народного депутата должна составлять 25,92 тыс. грн, главы Верховной Рады – 32 тыс. грн, фонд оплаты труда помощников составит 32,4 тыс. грн . Всего депутаты планируют потратить на обеспечение работы парламента 1,128 млрд грн. То есть один день работы Рады обойдется государству в 3,1 млн грн – это без учета месячных отпусков, которыми парламентарии так любят себя баловать.

Преодоление вето Президента

На этой неделе Парламент предлагает рассмотреть четыре законопроекта, на которые Президент наложил вето. Два из них касаются вопроса профессионально-технического образования, два – экологической экспертизы.

Профессионально-техническому образовании посвящены проекты законов №3830-3 («О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансирования профессионально-технического образования») и №3831-2 («О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по финансированию профессионально-технического образования»). Законопроекты предлагают выделить дополнительные средства на образование, а также ввести специальную программу поддержки подготовки рабочих кадров в ПТУ и других учебных заведениях из Государственного бюджета Украины. Замечания Президента сводятся к одному тезису: «Денег нет. Держитесь там!» Перспектив для преодоления вето у этих законопроектов нет.

Экологической экспертизе посвящены законопроекты №3259 («О стратегической экологической оценке») и №2009-д («Об оценке воздействия на окружающую среду»). Эти законопроекты имеют несколько общих черт. Во-первых, они являются комплексными и достаточно качественно написанными. Во-вторых, они создают действенные механизмы участия общественности в проведении экологической экспертизы воздействия на окружающую среду, включающего новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, капитальный ремонт объектов строительства, расширение, перепрофилирование, демонтаж объектов и оценку воздействия на окружающую среду во время разработки, утверждения и выполнения документов государственного планирования (стратегий, планов, схем, градостроительной документации, общегосударственных программ, государственных целевых программ, других программ и программных документов, изменений к ним, подлежащих утверждению органом государственной власти или органом местного самоуправления). В-третьих, оба закона имели большую долю неопределенностей, что в итоге и дало основания Президенту воспользоваться правом вето. Хотя, по нашему мнению, причина именно в том, что государство не желает допускать общественность к проведению экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, а ведь все пробелы в законе можно было бы легко исправить путем принятия соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов.

Судоустройство

Народные избранники предлагают в проекте закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины (относительно рассмотрения дел с участием присяжных)» №5271 ввести в гражданское судопроизводство институт присяжных заседателей. Депутаты не пересмотрели американских фильмов, они просто читали изменения в Конституцию в части правосудия, которые сами же и приняли. Проект выполнен как имплементация судебной реформы. Законопроект удобен, несмотря на некоторые технико-юридические недостатки, и заслуживает одобрения.

Конституционный суд

Этот раздел выделен отдельно, ведь Конституционный суд не занимается судопроизводством, а является единственным органом конституционного контроля, а судом называется лишь с легкой руки Г. Кельзена, который называл подобные органы судами из-за общей модели рассмотрения дел.

Народные избранники рассмотрят сразу два проекта нового закона о Конституционном суде Украины. Проект №5336 авторства народного депутата Юрия Одарченко и альтернативный – №5336-1 – авторства народных депутатов-членов профильного комитета по вопросам правовой политики и правосудия. По секрету вам скажем, что Верховная Рада предпочтет альтернативный законопроект.

Он предусматривает создание на законодательном уровне условий для реализации права на конституционную жалобу – новое введенное Конституцией дополнительное национальное средства юридической защиты прав личности, которая считает, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон противоречит Конституции; законодательное закрепление новой организационной структуры Конституционного Суда Украины и прочее.

Новая организационная структура Конституционного суда Украины:

  • большая палата действует в составе всех судей Конституционного суда и решает вопросы в делах по конституционным представлениям и конституционным обращениям;

  • два сената суда, каждый из которых действует в составе девяти судей и рассматривает вопрос о соответствии Конституции законов или их отдельных положений по конституционной жалобе лица. Сенат суда действует как Конституционный суд; постановления Сената суда об отказе в открытии конституционного производства в делах по конституционным жалобам являются окончательными;

  • шесть судейских коллегий, каждая из которых действует в составе трех судей. В полномочия коллегии судей Конституционного суда входят решение процессуальных вопросов. Постановление об отказе в открытии конституционного производства в деле по конституционной жалобе, вынесенное тремя судьями коллегии судей КСУ, будет являться окончательным. Это позволит снизить нагрузку на суд и обеспечить поступление к его рассмотрению обоснованных конституционных жалоб, отвечающих критериям приемлемости.

Местное самоуправление

Верховная Рада в четверг рассмотрит целый блок вопросов, касающихся реформы местного самоуправления.

Первый из них – это проект №2489 «О службе в органах местного самоуправления». Им задекларировано создание правовых предпосылок для:

  • повышения престижности службы в органах местного самоуправления;

  • урегулирования статуса служащего органа местного самоуправления;

  • равного доступа к службе в органах местного самоуправления исключительно на основе заслуг;

  • прозрачного процесса принятия на службу в органы местного самоуправления;

  • стимулирования карьерного роста;

  • деполитизации;

  • новой модели оплаты труда, минимизирующей суб`ективизм руководителя;

  • внедрение эффективного механизма предотвращения коррупции;

  • повышение уровня социальной и материальной защиты служащих.

Воплотятся ли эти планы народных избранников в жизнь, покажет время.

Второй законопроект – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных общин)» № 4772 – предусматривает создание механизма для урегулирования общественных отношений, возникающих при присоединении территориальных общин сел, поселков к уже существующим объединенным территориальным общинам. В этой связи предлагается дополнить Закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» новым разделом «Порядок добровольного присоединения к объединенным территориальным общинам», в котором определяется порядок инициирования добровольного присоединения к объединенным территориальным общинам, порядок подготовки проекта решения о добровольном присоединении, особенности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления территориальных общин, присоединившихся и в период после присоединения до приобретения полномочий новоизбранным советом объединенной территориальной общины на очередных местных выборах. Кроме того, проектом предлагается усовершенствовать механизм государственной поддержки добровольного объединения территориальных общин и присоединения к ним. Вместе с тем, проект предлагает расширение финансовой поддержки добровольного объединения территориальных общин сел, поселков, городов для общин, что присоединяются к объединенным территориальным общинам. Отдельно в проекте предлагается внести изменения в закон «О местных выборах», направленные на регламентацию процедуры назначения и проведения выборов депутатов в советы объединенных территориальных общин.

Инфраструктура

В этом блоке вопросов народные избранники прежде всего уделят внимание вопросам гражданской авиации, ее безопасности и усиления контроля за авиаперевозками. В этой части будет рассмотрен правительственный законопроект №4046а «О Государственной программе авиационной безопасности гражданской авиации», разработанный и зарегистрированный в стенах парламента в июле прошлого года. Документ вносит несколько технических правок в некоторые профильные законодательные акты, а также утверждает новую, хоть и без концептуальных изменений, авиационную программу на замену действующей, которая была принята еще в начале 2003 года. Новая программа разработана с учетом европейского опыта, требований, регламентов и стандартов, в частности, нормативов Европейского Союза, Международной организации гражданской авиации и Европейской конференции гражданской авиации. По утверждению разработчиков документа, его успешное принятие позволит закрепить на законодательном уровне современные нормы регулирования гражданской авиации в Украине в части защиты, в том числе, адаптировав и приблизив национальное законодательство к нормам международного воздушного права.

Отдельного внимания заслуживает блок документов о сухопутном дорожно-транспортном направлении. Среди законопроектов, относящихся к нему, уместно остановить внимание на следующих.

  • №4647 «О внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильных дорогах» относительно автомобильных дорог оборонного значения». Автором законодательной инициативы выступает Кабмин. Документ дополняет базовый закон новой статьей, которая приводит определение и порядок содержания автодорог оборонного значения. В целом эта поправка направлена на укрепление обороноспособности государства при введении правового режима военного положения, а также упорядочивает вопросы использования автомобильных дорог оборонного значения в период действия военного положения.

  • №4644 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов», разработанный Министерством инфраструктуры. Документ нацелен на имплементацию в национальное законодательство требований международных договоров Украины в области перевозок опасных грузов, в частности, в части требований директивы Евросоюза 2008/68. Кроме того, законопроект создает предпосылки для дальнейшего реформирования национального законодательства на подзаконном уровне. Ожидается, что принятие данного проекта закона позволит значительно повысить уровень безопасности при перевозке опасных грузов.

Если повезет, то народные избранники могут уделить внимание водному транспорту и развитию отечественного судоходства. Законопроекты: №2712 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)», который системно связан с законопроектом №2713; 2713-д «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)». Уместно заметить, что данные документы пылятся в парламентских комитетах еще с апреля 2015 года. Они направлены как на возрождение и как пополнение флота под флагом Украины, так и на привлечение инвестиционного капитала в судоходный бизнес. Достичь этих целей авторы законопроектов предлагают путем более либерального подхода и более гибкого законодательного регулирования права судоходства торговых и пассажирских судов под Государственным флагом Украины. В частности, предлагается предоставить право плавать под украинским флагом судам, принадлежащим субъектам хозяйствования, которые зарегистрированы на территории Украины. На данный момент такое право имеют лишь суда, принадлежащие Украине, или являющиеся собственностью украинцев (физлиц – СПД) или юридических лиц, учрежденных гражданами Украины. Кроме того, отменяется обязанность владельцев судов под иностранными флагами получать от Мининфраструктуры разрешение на каботажные перевозки (между портами одного государства).

За 26 лет независимости народные избранники наконец решили на законодательном уровне отдельным базовым законом урегулировать сферу внутреннего водного транспорта. С этой целью в зал парламента вносится депутатский законопроект №2745 «О внутреннем водном транспорте». Представленный документ состоит из 85 статей, объединенных в 11 разделов. Как отмечают авторы документа, введение последовательного государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта осуществляется с целью реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики развития внутреннего судоходства. Проект предусматривает целый ряд стимулирующих новаций для перемещения грузопотоков с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт, что необходимо для сохранения дорожного покрытия и экологии, наращивания отечественного судостроения, рост конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и его привлекательности для иностранных инвестиций. Уделяется внимание сохранению и развитию прибрежных полос и инфраструктуры.

Кроме того, проектом закона вводится речной сбор. Он будет косвенно справляться с грузоотправителя и поступать на банковские счета предприятия государственного сектора экономики – Администрации речных водных путей. Однако такой подход – не самый удачный, ведь он порождает коррупциогенные факторы.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО