В Верховной Раде Украины началась очередная пленарная неделя. Определяющей она станет, вероятно, благодаря проекту Бюджета на 2017 год, который должен быть принят в ближайшее время (по крайней мере на этом акцентировали и спикер парламента Андрей Парубий, и премьер-министр Владимир Гройсман), а также ряду других важных законодательных актов. О чем идет речь – специально для «Слова и Дела» анализировали эксперты группы «Левиафан».
Минутка лоббизма
Законопроекты о внесении изменений в подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины относительно поставок на таможенную территорию Украины материалов (тканей) для изготовления специальных средств индивидуальной защиты №5127 и о внесении изменений в пункт 4-1 раздела ХХ Таможенного кодекса Украины по поставкам на таможенную территорию Украины материалов (тканей) для изготовления специальных средств индивидуальной защиты №5128 предлагают освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость импорт пара-арамидных тканей. Авторы законопроекта отмечают, что такая ткань используется при изготовлении бронежилетов и шлемов. Но следует отметить, что пара-арамидная ткань используется также и в автомобильной промышленности для усиления аэродинамического обвеса или силовой конструкции. В целом законопроект необходим для украинской промышленности, и, наряду с увеличением состояния производителей касок и бронеавтомобилей, также поспособствует усилению обороноспособности украинской армии.
Проект Закона о внесении изменений в статью 282 Таможенного кодекса Украины относительно освобождения от обложения пошлиной продукции оборонного назначения №4592 и проект Закона о внесении изменений в подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость продукции оборонного назначения №4915 предлагают освободить от пошлины товары категорий 8525, 8526, 8527, 8543 УКТ ВЭД (только для средств радиоэлектронной борьбы, радиоподавлення, транкинговой связи, аппаратуры прослушивания направленного действия, радиостанций ультракоротковолнового и коротковолнового диапазона военного назначения, разведывательно-сигнальной аппаратуры в случае, если поставки (закупка) таких товаров осуществляются для государственных заказчиков по оборонному заказу). Следует отметить, что потребность в этих товарах ощущалась еще два года назад, о чем свидетельствует поручение премьер-министра от 31 декабря 2014 года №36122/7/1-14, на основании которого и был разработан данный законопроект. Единственным недостатком этого законопроекта является тот факт, что государственные заказчики вынуждены закупать такое оборудование через фирмы-прокладки «Укроборонпрома», а не напрямую у производителя.
Проект Закона о внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (относительно поддержки самолетостроительной отрасли) №3457 предлагает с 1 января 2025 года освободить от налогообложения прибыль предприятий самолетостроения, осуществляющих разработку и/или занимающихся изготовление летательных аппаратов и двигателей к ним и при этом подпадающих как минимум под один из критериев:
разрабатывают, производят или ремонтируют авиационную технику и авиационные двигатели;
выполняют государственный или оборонный заказ по разработке, производству и ремонту авиационной техники и авиационных двигателей;
обеспечивают выполнение Украиной международных обязательств по реализации международных контрактов по разработке, поставке, производству и ремонту авиационной техники и авиационных двигателей.
Основным выгодоприобретателем в результате принятия этого законопроекта станет завод «Мотор Сич», а автором является его главный акционер и почетный президент Вячеслав Богуслаев. Безусловно, этот законопроект пойдет на пользу не только самолетостроительной отрасли но и лично господину Богуслаеву.
Бюджетная политика
Обычно Бюджет в нашей стране не принимается один, и вместе с ним парламент голосует ряд законопроектов, которые так или иначе влияют на доходно-расходную часть Бюджета и на фискальную политику. На рассмотрении в парламенте в рамках бюджетного проекта находятся «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (№5130), «Проект Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно усовершенствования составления и исполнения бюджетов)» (№5131) и «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» (№5132). Детальный анализ этих документов содержится в материале «Слова и Дела» от 20 сентября этого года.
Спецконфискация
На этой неделе коалиция вновь попытается включить в повестку дня проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения взыскания в доход государства необоснованных активов (№5142) – так называемый законопроект о спецконфискации.
Режим спецконфискации относительно необоснованных активов планируют применять путем подачи искового заявления от генерального прокурора (или исполняющего обязанности генпрокурора), заместителя генпрокурора-руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры в течение срока общей исковой давности со дня наложения ареста на указанные в исковом заявлении активы в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Украины.
Обращает на себя внимание тот факт, что иск должен подаваться только от чиновников большого уровня, что, с одной стороны, конечно, ограничит круг тех, кто гипотетически может попасть в поле зрения ГПУ и САП, а с другой – повысит роль и состояние руководителей этих структур.
Иск о взыскании необоснованных активов в доход государства до окончания уголовного производства, согласно законопроекту, предъявляется к собственнику активов, в отношении которого есть основания полагать, что он является номинальным держателем таких активов, или же подозреваемым в уголовном производстве, в котором обнаружены такие активы. Владельцем активов также может быть юридическое лицо.
Что же предлагается взимать? Речь идет о средствах в наличной и безналичной форме в национальной и иностранных валютах; ценных бумагах, платежных документах, банковских металлах и драгоценных камнях – при условии, если их стоимость превышает тысячу размеров минимальной заработной платы (то есть 1,5 млн грн).
Бросается в глаза тот факт, что нет специального состава преступления, в отношении которого может быть применен режим спецконфискации, то есть под санкцию может попасть кто угодно (хотя и не у каждого на счету есть полтора миллиона гривен).
Интересно, что одним из оснований, которое может повлиять на признание активов необоснованными, является невозможность доказать официальность источников получения активов. Исходя из того, что 80% украинцев получают доходы в конвертах, решение суда будет однозначно в пользу прокуратуры.
Возникает логичный вопрос: почему нельзя взимать незаконно полученные активы в порядке, предусмотренном главой 9 Гражданскоо-процессуального кодекса «Особенности искового производства по делам о признании необоснованными активов и их истребовании», ведь, по большому счету, все, что требуется от прокуратуры – это доказать вину должностного лица в совершении коррупционного преступления или легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем (ст. 233). Ответ лежит на поверхности. Исходя из содержания статьи, обязанность доказывания обоснованности либо необоснованности активов лежит именно на владельце этих активов.
Хотя данная редакция законопроекта о спецконфискации, в отличие от проекта Татьяны Чорновол, по крайней мере не противоречит Конституции, невозможность доказать законность доходов полученных владельцем имущества, а также фактическое отсутствие необходимости органам прокуроры доказывать какую-либо вину владельца активов однозначно приведет к злоупотреблениям со стороны правоохранителей.
Также вызывает беспокойство тот факт, что, если владельцем необоснованных активов может быть юридическое лицо, а в период искового производства по доказанию необоснованности активов эти активы могут быть арестованы, то, соответственно, генпрокурор и его заместители могут остановить деятельность любого завода или предприятия, что вряд ли положительно повлияет на инвестиционную привлекательность Украины.
Блок местного самоуправления
Ко дню местного самоуправления, который в Украине отмечается 7 декабря, парламент готовит своего рода торжественный подарок местным советам. Но, судя по законопроектам из данного блока вопросов, которые вносятся в пленарный зал, состоится он без особого азарта, пафоса и церемониального конфетти.
Среди них особое внимание следует остановить на следующих документах:
правительственном проекте закона «О службе в органах местного самоуправления», внесенном в Верховную Раду еще весной прошлого года за подписью тогдашнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка. К рассмотрению во втором чтении законопроект готовился почти полтора года. А для его совершенствования разработчики совместно с народными избранниками, государственными органами и общественными институтами, приложили значительные усилия. Законопроект направлен на дальнейшее развитие местного самоуправления. Им внедряется ряд важных положений Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной еще в далеком 1997 году. Документ предусматривает повышение уровня организационно-правовой и политической самостоятельности органов местного самоуправления, стабильности, профессиональности и престижности службы в них. Он также регулирует статус служащего органа местного самоуправления, а благодаря новой модели оплаты труда – еще и меняет подход и обеспечивает им самостоятельность при решении вопроса денежного вознаграждения служащих с минимизацией субъективизма руководителя. Проектом предусматривается, что должностные оклады будет утверждать не правительство (как сейчас), а соответствующий местный совет. Естественно, уже традиционно делается акцент на повышении уровня материального и социального поощрения и, конечно же, на новых антикоррупционных механизмах. На практике это точно не вызовет ожидаемого кадрового бума, и, все же, должно дать определенный толчок этим застоявшимся процессам. А при условии гарантирования действительно достойной заработной платы – еще и привлечет квалифицированных работников. Также положительная нотка документа заключается в существенном сужении возможностей влияния государства на порядок службы в этих органах;
законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приобретения полномочий сельских, поселковых, городских голов», подготовленном Комитетом по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления к рассмотрению ВРУ во втором чтении. Суть данного документа состоит в устранении правовых пробелов и улучшении нормативного регулирования процедуры получения полномочий сельского, поселкового, городского головы. По мнению авторов, полномочия местного главы должны начинаться с момента принесения им присяги на пленарном заседании соответствующего совета, в рамках которого и будут объявлены избирательной комиссией решения о его избрании и регистрации;
законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно статуса старосты села, поселка)». Основная проблема, которая подтолкнула разработчиков законопроекта к его написанию, заключается в просчетах и неточностях начатой под лозунгом децентрализации административно-территориальной реформы. Авторы утверждают, что абстрактно очерченные полномочия старосты села как совершенно нового института в системе органов местного самоуправления фактически лишили его всякого принципиального смысла. Предлагается решить это правовое недоразумение. Предложенными изменениями старосты наделяются конкретными функциональными возможностями, нормируется пространственное распространение их полномочий, они включаются в состав исполнительных комитетов местных советов. Староста лишается возможности иметь другой представительский мандат, а также заниматься другой оплачиваемой работой за исключением стандартных замечаний относительно преподавательской, научной и творческой деятельности. Но, вместе с тем, ряд экспертов продолжают считать, что институт старосты – это злокачественная опухоль в правовом поле Украины, которая противоречит Конституции и, соответственно, должна быть или удалена, или легитимизирована путем внесения дополнений в Основной Закон. Пока же это больше напоминает детские игры в песочнице в дождливую погоду.
Информационное пространство
В сессионный зал парламента вносится срочно подготовленный ко второму чтению законопроект №5114 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения доступа на украинский рынок иностранной печатной продукции антиукраинского содержания». Примечательно, что ни текст законопроекта ко второму чтению, ни сопутствующие документы на официальном сайте Рады до сих пор не опубликованы. Когда народные избранники ознакомятся и проанализируют его содержание, как и за что голосовать – до сих пор остается неясным. Попробуем сделать краткий анализ, отталкиваясь от предварительной редакции документа.
Так, основные новации законопроекта направлены, во-первых, на создание механизма контроля за импортом издательской продукции с целью противодействия информационной агрессии оккупанта, а во-вторых – на соблюдение требований законодательства Украины о запрете пропаганды ксенофобии, терроризма, сепаратизма и тому подобного. Ведь одной из угроз национальной безопасности Украины является продолжение информационно-психологической войны, унижение украинского языка и культуры, фальсификации отечественной истории. Масштаб проблемы демонстрирует анализ рынка печатной продукции: по данным разработчиков законопроекта, на сегодня более 70% печатной продукции, которая реализуется в Украине, являются продукцией РФ, причем большая часть – это контрафактная продукция. Для решения данной проблемы внедряется ряд превентивных и запретительных мер, вводится система разрешительного характера на ввоз издательской продукции, происходящей из государства-агрессора и временно оккупированной территории Украины.
Тарифы
На фоне волны беспокойства суммами в счетах за жилищно-коммунальные услуги и энергоносители, в повестку дня пленарной сессии Рады ко второму чтению в который раз включается законопроект №1581 «О жилищно-коммунальных услугах». Как уже отмечалось, законопроект в большей степени, чем действующий закон, раскрывает понятие, содержание и приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения, возникающие в процессе их оказания и потребления. Среди основных новаций проекта: автономное теплоснабжение, коммерческий учет услуг, принципиальное изменение механизма ценообразования. Подробнее о законопроекте – в нашем анализе от 18 октября.
Нацбезопасность оборона
В этой сфере в очередной раз будет рассмотрен проект №2504-д авторства народных депутатов Сергея Пашинского, Тараса Пастуха и Ивана Винника «О Едином государственном реестре военнообязанных», предусматривающий создание единого реестра военнообязанных с целью эффективного выполнения задач оборонного характера, в том числе мобилизации. Проект уже был одобрен в первом чтении, доработан комитетом, поэтому ожидаем его принятия в целом.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»