Героического пафоса этой неделе придаст проект постановления об увековечении памяти бойцов Национальной гвардии Украины, погибших 31 августа 2015 года у стен Верховной Рады Украины, защищая свободу и демократию в Украине. Этим постановлением Антон Геращенко предлагает осудить насилие и терроризм на политической почве и рассмотреть вопрос установления памятной доски в честь погибших правоохранителей. Постановление, конечно, проголосуют, но людей, которые действительно виновны в беспорядках, так никогда и не накажут. Таковы уж украинские реалии.
Блок внедрения диктатуры
Если пересилить себя и постоянно, каждую неделю смотреть пленарные заседания Верховной Рады Украины, начинаешь чувствовать, что раздел с таким названием в нашем обзоре просто необходим. Сегодняшний «кирпич» диктатуры – законопроект №4370-1 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной службе» относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения государственной службы». Этот документ частично нивелирует европейские принципы нового закона о государственной службе и предоставляет единоличные, даже эгоистичные полномочия Президенту Украины в части назначения глав местных государственных администраций – теперь без представления Кабмина. Напомним, что ранее много критики звучало в сторону Януковича – мол, он узурпировал полномочия, которые не делегировались ему на выборах. Больше напоминать не будем. О судьбе диктаторов знают все.
Преодоление вето Президента
На этой пленарной неделе для преодоления вето Президента выносятся законопроекты №1076 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий» и №1165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями». Более подробный анализ последнего смотрите в нашей статье от 5 июля.
Что касается законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий», то Глава государства предлагает отклонить его в целом. Оснований для такого решения у Петра Алексеевича действительно немало. Во-первых, в законе есть отсылка к уже действующей общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных громад на 2012-2015 годы. Во-вторых, ни государство, ни территориальные громады не могут позволить себе расходы на передачу общежитий в собственность территориальных громад. И в-третьих, правительство планирует пролоббировать приватизацию целостных имущественных комплексов и предприятий, которые еще принадлежат государству, и с одной стороны, передачу общежитий от ЦМК территориальным громадам, что может затянуть процедуру оценки, а с другой – некоторые общежития расположены на «золотой» земле, которая однозначно приглянется новым приватизаторам.
Также с наложенным вето Президента в четверг в Верховную Раду будет внесен законопроект №4024 «О внесении изменений в приложения №3 и №7 в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других предусмотренных законодательством льгот». Как ясно из названия, законопроектом предлагалось предоставить дополнительную субвенцию местным бюджетам на обеспечение компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан. Петр Алексеевич ответил просто и лаконично: «Денег нет». Голосов для преодоления вето Президента в зале тоже нет.
Приватизация
Проектом закона №2485 «О внесении изменений в закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (относительно изъятия объектов)» предлагается разрешить приватизацию пяти объектов агропромышленного комплекса Закарпатья.
Минутка лоббизма
Несмотря на евроинтеграционный курс, провозглашенный демократическим правительством и не менее демократическим парламентом, повестка дня последнего уже традиционно больше наполнена лоббистскими законопроектами, чем революционно-евроинтеграционными.
Олег Ляшко, кроме борьбы с оффшорами и тарифами, продолжает отстаивать интересы металлургов. Анализ законопроекта №3873 «О внесении изменений в закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры» от авторского коллектива во главе с Ляшко можна прочесть в обзоре от 31 мая. Там же Вы можете найти и аналитику, посвященную другому лоббистскому законопроекту – №2971-д «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
Информационное пространство
Проект закона Украины «О внесении изменений в закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно уточнения условий распространения программ телерадиоорганизаций в составе универсальной программной услуги)» №3504 устраняет пробелы, которые существуют в действующем законодательстве и обеспечивает возможность телевизионным вещателям самостоятельно определяться относительно вхождения в универсальной программной услуги в городах с населением 50 тысяч и более человек. Также отмечается, что перечень программ универсальной программной услуги утверждается Национальным советом для населенного пункта (села, поселка, города, района, области, всей Украины), на территории которого осуществляет деятельность провайдер программной услуги, с учетом вида используемой технологии для осуществления такой деятельности. К сожалению, есть риски, что перечень программ будет формироваться достаточно субъективно, с учетом интересов собственников телеканалов, которые сейчас находятся в коалиции.
Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения государственной политики в сфере культуры и создание условий для внедрения теле- и радиоканалов культурно-образовательного вещания» (№2537) интересен не столько формированием основ культурно-образовательного вещания, сколько условиями признания лицензии недействительной. Поэтому Николай Княжицкий предлагает признавать лицензии недействительными в следующих случаях:
признание недействительным или отмена решения Национального совета о выдаче лицензии на вещание в судебном порядке как не соответствуещего законодательству;
установление факта наличия среди участников телерадиоорганизации, которая владеет лицензией на вещание, лица или нескольких лиц, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, перечень которых определен Кабинетом министров Украины;
Установление факта наличия среди учредителей телерадиоорганизации (лиц, основавших соответствующее юридическое лицо), которая владеет лицензией на вещание, иностранного юридического или физического лица или нескольких таких лиц, либо же лиц без гражданства;
систематическое создание телерадиоорганизацией угроз национальным интересам и национальной безопасности Украины в информационной сфере, предусмотренных законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины», что подтверждается соответствующими решениями Национального совета, Совета национальной безопасности и обороны Украины или судебных органов;
применение компетентными органами соответствующих санкций, предусмотренных законом Украины «О санкциях», следствием которых является прекращение действия лицензии на вещание.
Интересен третий пункт, который заставит очень многих владельцев телеканалов переоформить право собственности на телеканалы с иностранных подставных лиц на украинские.
Подробный анализ законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения использования медийной продукции государства-агрессора» читайте в нашем материале от 31 мая.
Оффшоры
Несмотря на плотный график работы, народные избранники планируют не обойти вниманием вопрос налогообложения оффшорных зон. Речь идет о законопроекте №0104 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между правительством Украины и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы». Вопрос о том, в чьих интересах инициированы данные изменения – простого населения стран или же олигархических кланов, технически остается скорее риторическим. Напомним только, что документ внесен в Раду в июле с подписью премьер-министра Украины, а о достижении данных договоренностей с правительством Кипра Минфин отчитался еще в марте года.
И все же попробуем разобраться в ключевых изменениях, которые предлагаются. Действующая Конвенция между Украиной и Кипром об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы подписано 8 ноября 2012 года. В случае ратификации изменения, вносимые в Конвенции, вступят в силу не ранее 1 января 2019 года и будут касаться статей 10 («Дивиденды»), 11 («Проценты») и 13 («Доходы от отчуждения имущества»).
Во-первых, протокол предусматривает уменьшение максимальной ставки налогообложения дивидендов в государстве источника дохода с 15% до 10%. Допускается и применение 5-процентной ставки, но только при соблюдении определенных условий. Во-вторых, увеличивается возможный размер ставки налога на проценты с 2% до 5% в государстве резидентства должника по процентам, выплачиваемым бенефициарному собственнику. В-третьих, от налогообложения в Украине не будут освобождаться доходы, полученные резидентом Кипра от отчуждения акций и других корпоративных прав, если более 50% стоимости таких корпоративных прав прямо или косвенно связаны с недвижимым имуществом, расположенным на территории Украины (сейчас такие доходы не облагаются налогом, хотя и могут быть связаны с недвижимым имуществом, который расположен в Украине, что в принципе должно облагаться налогом).
Правительство Украины возлагает надежду на то, что ратификация этого протокола будет способствовать детенизации экономики и станет дополнительным инструментом в борьбе с оттоком капиталов.
Пенсии военнослужащих
Ко второму чтению подготовлен законопроект №3252 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц из числа участников антитеррористической операции». Разработчики учли 2 правки, предложенные коллегой-нардепом Людмилой Денисовой («Народный Фронт»), которые касались расширения круга лиц, на который распространяется действие законопроекта, и были связаны с технико-юридическим оформлением разработанных положений. Поправки нардепов Юрия Левченко и Юрия Шухевича отклонены. Напомним, документом предлагается предоставить участникам АТО право на досрочный выход на пенсию: мужчинам – в возрасте 55 лет, женщинам – 50 (при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин). Но, несмотря на то, что в доработанном законопроекте значительно расширен круг лиц, которым предлагается назначать пенсии со снижением пенсионного возраста, разработчики отмечают, что его реализация требует 12 млн грн в год. Также речь не идет о каком-либо финансово-экономическом обосновании или расчете, как и о предложении сбалансировании доходной и расходной частей Госбюджета в связи с такими изменениями.
О том, как народные избранники в первом чтении пытались принять изменения в пенсионное законодательство, упоминалось в материале от 19 апреля.
Блок парламентских «недобитков»
Как после Октябрьской революции осталось много «недобитков», так и после Революции Достоинства остались законопроекты, которые Верховная Рада никак не может рассмотреть, и они периодически появляются в наших обзорах. Кроме уже указанных, на этой пленарной неделе ВРУ рассмотрит проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения правил въезда в Украину, включая временно оккупированную территорию, и выезда с нее» (№2285), подробнее о проекте читайте в материале от 5 июля.
Далее по списку:
во втором чтении предлагается рассмотреть проект закона «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» №3153, его анализ ищите в материале от 10 мая;
№0940 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения наследства)», разработанный в 2014 году народными избранниками мажоритарщиками Сергеем Мищенко и Олегом Лукашуком. Документ подготовлен ко второму чтению. Суть изменений заключается в упрощении бюрократического порядка и уменьшении финансовых затрат граждан при оформлении прав собственности на имущество в порядке наследования. Предлагается освободить граждан от уплаты налога на доходы физических лиц за оформление наследства от близких родственников. Подробнее об этом – в обзоре от 12 июля;
№3665 и 3665-1 «О медиации». Основной и альтернативный законопроекты изложенны отдельными документами, которые не столько отличаются в принципиальных подходах регулирования правоотношений, сколько имеют разную стилистику формулировки. В обоих случаях авторы предлагают дополнить национальное законодательство положениями о медиации – отдельном инструменте досудебного урегулирования споров и конфликтов. В двух словах, это правовой институт конструктивного урегулирования споров с участием специально обученных специалистов-посредников с последующим поиском креативных путей их решения. Медиация достаточно популярна в западных странах. Больше внимания данным законопроектам уделялось в материале от 6 сентября;
№2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений», который касается законодательного урегулирования аккумулирования благотворительных пожертвований, осуществляемых с помощью электронных устройств с помощью sms-сообщений. «Слово и Дело» писало о нем в статье о работе Верховной Рады от 31 мая;
№3467 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных телекоммуникационных сообщений)», неразрывно связан с последним документом. Эта законодательная инициатива освобождает вышеупомянутые sms-сообщения как отдельный вид благотворительности от налогообложения. Ожидается, что это должно способствовать популяризации и развития благотворительного дела. Согласно нормам проекта, также предусматривается освобождение оператора телекоммуникационных услуг от налогообложения НДС операций по предоставлению услуг в части обработки благотворительного sms. Подробнее – в материале от 14 июня.
Искренне надеемся, что народные избранники все же смогут найти в себе веру, аккумулировать силу и усидчивость и в конце концов эти вопросы будут поставлены на голосование.
Экология
Парламент наконец вспомнил об окружающей среде: в повестке дня сессии имеется проект закона об оценке воздействия на окружающую среду №2009-д авторства народного депутата Анатолия Дырива. В законопроекте предлагается установить правовые и организационные основы оценки воздействия на окружающую среду, направленной на предотвращение экологического ущерба, обеспечения экологической безопасности, охрану окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в процессе принятия решений об осуществлении хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное влияние на окружающую среду с учетом государственных, общественных и частных интересов». С этой целью в проекте закона определяются основные термины, содержание и субъекты соответствующей деятельности, сфера применения оценки воздействия на окружающую среду, закрепляется принцип гласности ее осуществления, а также определяются отдельные элементы механизма оценки воздействия на окружающую среду.
Гармонично дополняет предыдущий документ проект закона №3259 «О стратегической экологической оценке» авторства народных депутатов Остапа Еднака, Анны Гопко, Вадима Кривенко и других. Проектом предлагается определить цель, принципы, объекты и субъекты стратегической экологической оценки и их полномочия, регламентировать порядок проведения проверки, и тому подобное. Кроме того, в разделе VI «Заключительные положения» проекта речь идет об изменениях в Земельный кодекс Украины, законы «Об охране окружающей природной среды», «О государственных целевых программах», «Об экологической экспертизе», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О регулировании градостроительной деятельности» по соответствующим вопросам.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»