«Никита, нельзя!», – время от времени восклицал седовласый дядька. Очевидно – дед малыша, с которым он «заботливо» прогуливался на Оболони. Это «низзя!» въелось в сознание каждого, кто жил в СССР.
Когда постоянно бьют по рукам/ушам/ногам/голове, естественно, возникает вопрос: «А что можно?».
Оказывается в украинских реалиях на 26-м году независимости работает машина еще советской разрешительной системы. Это она говорит «низззя!» всегда и везде.
Я неустанно повторяю, что у нас после Революции Достоинства был невероятный шанс (и остается все более призрачным до сих пор) – создать государство возможностей. Меньше разрешений – больше дел.
Теперь давайте вспомним, что нам обещали те, кого мы выбирали в Верховную Раду. На 99,9% уверен, что каждый из читателей ограничится стандартным популистским набором: «повысить уровень жизни», «сократить налоги», «армию сделать профессиональной» и так далее.
На популистских лозунгах и обещаниях превращаемся не в страну возможностей, а в страну глубокой коррупции.
«Так вот же ж, у нас тут целый сонм ярых борцов с коррупцией!», – скажете Вы. Так это вышло в тренд с перспективой на будущие выборы. И этот тренд – также чистой воды популизм. Борьба с коррупцией – это борьба с последствиями. А затем на фоне одной коррупции, только не смейтесь, вырастет коррупционная схема по борьбе с другой. Потому что борьба с коррупцией, знаете, дело не из дешевых. :)
Собственно, это нам показал скандальный двойной запуск электронного декларирования.
Я не «расследователь», но, сложив «2 и 2», я получил простое «4». Оказалось, что «рыльце в пушку» не только у государственных чиновников, но и у заядлых общественных деятелей, связанных с определенными отраслями IT-индустрии . Мало того, некоторые это накрыли «мокрым одеялом» безвизового режима.
Поэтому все спектакли о борьбе с коррупцией и сравнения полномочий различных новообразованных и старых государственных органов, которые должны ее наконец преодолеть, – это следствие. Печальный исход.
А ликвидировать нужно первопричину. И здесь я снова заведу песню о «зя» и «низззя».
В этом корень коррупции. Если в государстве станет меньше разрешений на что-либо, если государство будет меньше вмешиваться в инициативу граждан и меньше выдавать разрешений – тем лучше. И у нас перед глазами просто растворится тот чиновник, который или «зя», или «низззя». Потому что это базис коррупционной составляющей: если «низззя», но очень хочется и подмазать взяткой, то все «зя!». «Зя» – что хочешь!
И пусть нас потом не удивляют Лощиновки, Кривые Озера, матерные и агрессивные «мажоры» в Николаеве и др. Это все события последних недель и цепочка, ведущая нас к разрешительной системе государства. Хочешь или не хочешь.
Поэтому не в полиции только дело, а в том, на какой почве бездействия местных властей все это растет. Поэтому это не власть, а «местный олигархат», который, сидя на природных ресурсах страны, крутит законом и человеческими судьбами, как хочет. Почему? Потому что они решают, что позволить, а что – нет.
Как ни прискорбно, но пока нет ни одной политической силы, которая обещает именно создавать возможности для меня как гражданина и устранять абсолютно бесчеловечную систему разрешений – как советское тяжелое наследство, я не вижу и не слышу.
Роман Скрыпин, специально для «Слова и Дела»