Революция Достоинства принесла Украине не только смену власти и политического курса, но и новые вызовы, устоять перед которыми без участия Верховной Рады было бы невозможно. К сожалению, далеко не со всеми из этих задач украинский парламент справился. В прошлом материале из цикла «25 решающих законов независимой Украины» мы говорили о процессах, предшествовавших Евромайдану. В нашем заключительном обзоре предлагаем отстраненно проанализировать то, что произошло после него.
Люстрация
Этим модным словом был назван закон Украины «Об очищении власти», принятый Верховной Радой 16 сентября 2014 года. Выдающимся его делает то, что он стал первым принятым законом, который был разработан общественными активистами.
Конечно, контроль Банковой над разработчиками законопроекта был стопроцентным. На этапе между первым и вторым чтениями законопроект был откорректирован нужным для Президента образом. Именно поэтому Гарант не подпадает под его действие и вдобавок еще и имеет преференции по определению «избранных», которых также минует «карающий меч люстрации».
Кстати, закон был раскритикован европейскими экспертами и Венецианской комиссией. Его можно было написать так, чтобы он реально работал, однако Егор Соболев очевидно не желал, чтобы на его площадке пиарился кто-то другой. Поэтому и не допустил к законопроекту никого из тех, кто теоретически мог его улучшить.
Как результат, имеем 231 голос Верховной Рады «за» и почти такое же количество проигранных судебных исков по причине несостоятельности закона.
Закон о временно оккупированных территориях
Этот закон попал в наш список не потому, что им нужно гордиться, а потому, что его не нужно забывать. Он создал прецедент. Украина потеряла контроль над частью своей территории и новые правоотношения, возникшие в связи с этим, нужно было как-то урегулировать. Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» определяет статус территории, временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях этого режима, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц.
Закон едва удалось проголосовать в Верховной Раде, где еще двумя месяцами ранее «регионалы» имели почти конституционное большинство. 15 апреля 2014 года закон был окончательно принят 228 голосами народных избранников.
Децентрализация
Вступая на высокий пост Президента Украины, Петр Порошенко определил в качестве своей стратегической цели проведение широкой реформы по децентрализации власти, уменьшение полномочий центра с одновременным расширением полномочий на местах. Идея в целом правильная и она получила широкую поддержку общественности. Группа из сотни важных и авторитетных юристов публично проводила заседания, обсуждения и круглые столы, готовясь представить проект закона о внесении изменений в Конституцию.
Однако после того, как Президент внес воспетый всеми проект закона, оказалось, что он не дает широких полномочий на места, а наоборот – так усиливает центральную ветвь власти, что в Ростове один завгар, пожалуй, почувствовал себя лузером...
Затем разработчики законопроекта еще вспомнили о Минских соглашениях и включили в обновленный проект изменений в Конституцию норму об особом порядке осуществления местного самоуправления в ОРДЛО. Это создало площадку для пиара «РПЛ» и «Батькивщины» в парламенте, а вне его «благодаря» этой норме активизировалась «Свобода». Риторика последних сводилась к тому, что Президент, предлагая специальный статус для ОРДЛО, якобы «сдает» страну.
Порошенко ощущал существенный недостаток поддержки и решил искать ее у своих бывший коллег – фракции «Оппозиционного блока». Для голосования за предварительное одобрение проекта был выбран последний день второй сессии Верховной Рады. Это было нужно для того, чтобы окончательно проголосовать проект на третьей сессии.
Под ВРУ традиционно собрался многолюдный митинг, во время которого один из протестующих, бывший боец батальона «Сич», достал из рюкзака боевую гранату и бросил ее прямо в группу бойцов Нацгвардии. В результате один молодой наивный парень лишил жизней четырех других...
А Верховная Рада порадовала самолюбие Порошенко, предварительно поддержав проект изменений в Конституцию в части децентрализации. Других последствий год спустя у этого проекта так и нет.
Признание Российской Федерации страной-агрессором
Постановление об обращении Верховной Рады Украины к Организации Объединенных Наций, Европейскому парламенту, Парламентской Ассамблее Совета Европы, Парламентской Ассамблее НАТО, Парламентской Ассамблее ОБСЕ, Парламентской Ассамблее ГУАМ, парламентам стран мира о признании России государством-агрессором было тем ключевым актом, который необходимо было принять с целью юридического закрепления позиции Украины на международной арене, ведь юридически Украина не претерпевает от военной агрессии, у нас лишь идет антитеррористическая операция.
В обращении ВРУ просит признать РФ государством-агрессором, которое всесторонне поддерживает террористов и блокирует деятельность Совета Безопасности ООН, чем ставит под угрозу международный мир и безопасность, и признать «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями. Также ВРУ просит ограничить полномочия российской делегации ПАСЕ пока Москва не прекратит игнорировать международные требования.
В этом вопросе Верховная Рада достигла компромисса между членами коалиции, а вот оппозиционные силы, естественно, отказались поддерживать проект. Постановление было принято 27 января 2015 года.
Соглашение об ассоциации с ЕС
Стремления многомиллионного народа, прошедшего через пламя Майдана, изгнавшего диктатора и отважно защищающего свою независимость на фронте, получили юридическое признание 16 сентября 2014 года, когда Верховная Рада Украины одновременно с Европарламентом ратифицировала Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Документ достаточно сложный и содержательный – около 900 страниц текста. То, как он работает и как он повлияет на жизнь нашей страны, сегодня мало кто может объяснить.
С одной стороны, Украина получила желанную ассоциации с ЕС, а с другой – оказалось, что нужно еще, чтобы Соглашение ратифицировали все страны-члены Европейского сообщества... А тут голландцы со своим референдумом, потом британцы с «Брекситом»... А еще оказалось, что наши товары просто так не попадают в Европу, потому что там существуют такие сложные для украинского производителя понятия, как квоты и сертификация. В общем, до победы еще далеко, однако был и приятный момент: все депутаты седьмого созыва имели шанс запечатлеть свои имена в истории, проголосовав за Соглашение об ассоциации. Этим воспользовались 355 народных избранников.
Закон о декоммунизации
Еще одно знаковое достижение Революции Достоинства – закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики. Этот закон оказался в списке 25 самых широко применяемых среди всех законов, принятых в течение последних двух с половиной лет.
Именно из-за этого закона прекратила деятельность Коммунистическая партия Украины, а жители Кропивницкого начали подшучивать над жителями Горишних Плавней.
Несмотря на протесты жителей отдельных городов и предостережения европейских коллег о нарушении Европейской конвенции по правам человека, закон был принят и «ленинопад» пронесся Украиной, разрушив все, что связано с коммунистическим режимом, кроме «Ленинской кузницы» и «Родины-матери». Закон поддержали 254 народных избранника.
И напоследок. Верховная Рада Украины, как и любой другой парламент мира, выполняет две основные функции – законодательную и представительскую, причем вторая является своеобразной предпосылкой легитимности первой. Так что, прежде чем ругать принятые парламентом законы, давайте запомним: Верховная Рада – лакмусовая бумажка, разоблачающая истинную сущность сегодняшнего украинского общества, его ожидания и пороки.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»