С 1 января 2016 между Украиной и Европейским Союзом заработали отдельные положения соглашения об ассоциации, предусматривающие взаимную либерализацию «правил игры» на рынках. И хотя рынки ЕС и Украины еще нельзя назвать единой интегрированной системой, бизнес-процессы между Киевом и Брюсселем заметно активизировались.
Выводы о правильности такого шага делать рано, однако резкого ухудшения спроса на украинские товары и массового захода на рынок качественных, а значит – более конкурентных – европейских продуктов и товаров, как утверждали ряд экспертов, не произошло. Более того, как ранее выяснило «Слово и Дело», украинским товаропроизводителям даже удалось начать завоевывать новые рынки – рынки тех стран, которые в плане экспортного потенциала Украины исторически считались экзотическими – Скандинавии, стран Бенилюкса, Ирландии и Исландии.
Однако таким ли простым был путь к первым шагам навстречу свободной торговле с Европой? «Слово и Дело» рассмотрело основные вехи этого пути через призму обещаний отечественных политиков.
Так, как ни странно, обещания заключить соглашение о ЗСТ с Европейским Союзом звучали и из уст представителей той власти, которая осенью 2013-го сама же отказалась это делать, когда Янукович не подписал Соглашение об ассоциации. К чему это привело, мы знаем. Однако интересно, что «легитимный» президент в январе 2012 года четко заявил: соглашение о ЗСТ с ЕС будет подписано до конца 2012 года. Годом ранее, кстати, то же самое обещал и один из его приспешников, очередной беглец украинской политики Николай Азаров. Правда, тогда речь шла о дедлайне до конца 2011 года.
Очевидно, что брал пример с «шефов» и Сергей Тигипко, который занимал в 2012 году должность вице-премьер-министра. Правда, он пообещал (опять же, к концу года) подписать соглашение о зоне свободной торговли с другой страной-европейской партнершей Украины – Турцией.
У членов правительства, пришедших к власти после Революции Достоинства, дела с этим пошли куда лучше: после жертв Майдана и начала российской агрессии подписание экономической части соглашения об ассоциации, которая и предусматривала, в том числе, торговую либерализацию, стало чуть ли не самым важным актом поддержки Украины со стороны Европы. Поэтому неудивительно, что обещание премьера Арсения Яценюка об обязательном вступления в силу Соглашения о ЗСТ между Украиной с 2016 года и ЕС, а также аналогичное заявление бывшего министра экономразвития Айвараса Абромавичуса получили статус «выполнено».
Впрочем были у Яценюка и обещания подписать соответствующее соглашение с Турцией. Ну а тогдашний аграрный министр Алексей Павленко даже преуспел в оформлении зоны свободной торговли с Канадой.
Весной 2014 года «Слово и Дело» зарегистрировало обещание министра инфраструктуры Максима Бурбака, который заверил, что Украина выполнит все условия для заключения Соглашения об ассоциации, а значит – и для создания зоны свободной торговли – с Европейским Союзом.
Давно ходят разговоры о зоне свободной торговли с Европой среди украинских депутатов. Еще до Революции Достоинства такие заявления были зафиксированы у нескольких народных избранников. Один из них – сегодняшний член «Батькивщины» Григорий Немыря, который еще в ноябре 2009 года, будучи вице-премьером в правительстве Юлии Тимошенко, пообещал сделать все возможное, чтобы соглашение о ЗСТ с Евросоюзом было подписано в 2010 году. Были такие обещания и у его политических оппонентов, однако «Слово и Дело» обращает внимание именно на обещание Немыри, поскольку он и сегодня является представителем власти, хотя и не исполнительной, а законодательной.
Однопартиец Немыри Сергей Соболев также в сентябре 2013 года отличился невыполненным обещанием о том, что «Батькивщина» проголосует за все необходимые для ассоциации между Украиной и ЕС законопроекты. На следующий же день Верховная Рада приняла два таких документа, однако «Батькивщина» проголосовала за них не полным составом, из-за чего данное обещание Соболева «Слово и Дело» не смогло отнести к выполненным.
Так же провалил обещание о подписании соглашения между Украиной и ЕС нынешний народный депутат, а в декабре 2013 года – вице-премьер-министр Александр Вилкул. Сказано это было в самом начале революционных событий на Майдане, однако на решение президента Януковича, ни это обещание, ни настроения протестующих, к сожалению, не повлияли.
В конце концов 12 августа 2014 года нардеп от «БПП» Оксана Продан заверила, что Рада седьмого созыва (о перевыборах которой на тот момент уже объявил Президент) успеет ратифицировать Соглашение об ассоциации. Что и было сделано 16 сентября того же года голосами 355 народных избранников.