В 2016 году в партийной жизни Украины состоятся тектонические сдвиги. Ожидается, что политический «бэби-бум» по регистрации партий наконец пойдет на спад. За 2 последних года количество зарегистрированных партий выросло почти втрое: если в 2013-м, тогда еще на сайте Минюста, содержался перечень почти из 120 политсил, то уже сейчас Департамент государственной регистрации подтвердил регистрацию 297 партий, действующих в Украине.
Такая активизация регистрации партийных ячеек вовсе не означает качественных изменений и оживления в политической жизни. Скорее наоборот – украинцы все больше разочаровываются в институциональных методах профессионального выражения своих политических интересов и все чаще предпочитают объединяться в общественные и волонтерские движения. По данным опроса Центра Разумкова, проведенного в мае, 63,7% украинцев доверяют именно волонтерам, а вот уровень доверия к политическим партиям упал до рекордно низкого показателя – всего 9,7%.
С 1 июля этого года ситуация должна кардинально измениться. Еще осенью 2015 года парламент принял закон о прозрачности финансов политических партий. Согласно документу, в случае соответствия определенным критериям партии смогут получить государственное финансирование. Однако при этом новый закон вносит ряд системных изменений, контролирующих источники наполнения партийных касс.
На языке закона
До сих пор политические партии не слишком ответственно относятся к соблюдению законодательных норм касательно собственной финансовой отчетности. Партийные лидеры не чураются в комментариях для СМИ отчитываться о многочисленных финансовых пожертвованиях партийцев, благодаря которым политическая сила собирает средства для проведения избирательных кампаний и ведения ежедневной политической активности. Правда, скрывать все же есть что: вряд ли каких-либо донорских средств хватит для полноценного финансирования всех необходимых мероприятий по организационной и медийной поддержке мощной политсилы.
Поэтому партийные функционеры в отчетности перед общественностью прибегают ко всевозможным ухищрениям. Речь идет об отсутствии четкой формы отчетности: согласно закону «О политических партиях», политсила может вообще не подавать свой финансовый отчет любым государственным органам для проверки, а лишь обнародовать его в произвольной форме в любом зарегистрированном печатном средстве массовой информации. Часто это происходит в «карманных» партийных газетах, экземпляры которых просто предоставлялются в соответствующий департамент Минюста.
Граждане, даже при большом желании, не смогли бы узнать истинные источники и масштабы финансирования политических сил. Тогда как годовые отчеты крупнейших партий состоят из нескольких статистических пунктов: сколько партия получила донорских средств и на какие нужды они были потрачены. Так, отчитываясь о своих финансах в прошлом году, три парламентские партии – «Оппозиционный блок», «БПП» и «Народный фронт» – сообщили о получении более 100 млн грн безвозвратной финансовой помощи. «Батькивщина» отчиталась о почти 85 млн грн поступлений, «Самопомощь» – о 31 млн грн, а «Радикальная партия Ляшко» вообще не обнародовала свою финансовую отчетность.
Уже в этом году всем парламентским партиям придется приложить гораздо больше усилий, чтобы рассказать обществу об источниках их финансирования. Ведь, по новому законодательству, парламентские партии вынуждены будут предоставить подробный отчет о собственном имуществе, его стоимости, доходах и расходах, о всех взносах в пользу партии, включая подробную информацию о личности и времени платежа и т. д. Именно этим шести политическим силам в 2016 году будут впервые выделены средства из Государственного бюджета. После следующих выборов, согласно новому закону, государственное финансирование будут получать также и те партии, которые получат более 2% голосов избирателей. Финансирование всех партий из Госбюджета будет происходить по формуле – 2% от размера минимальной зарплаты умножаются на общее количество избирателей, принявших участие в голосовании. Например, в этом году сумма составит более 300 млн грн.
Еще одним источником финансирования политсил, кроме Государственного бюджета, будут оставаться добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Максимальный размер таких взносов также будет ограничен. Физическое лицо сможет пожертвовать не более 400 минимальных зарплат в год (около 550 тыс. грн), юридическое лицо – вдвое больше.
Кроме того, новый закон несколько увеличивает сумму регистрационного сбора, необходимого для оформления документов на партию, – отныне это 140 минимальных заработных плат (или 192 тыс. 640 грн). К тому же, осуществлять контроль за финансами сможет уполномоченное для этого Национальное агентство по предупреждению коррупции. В НАПК будут собирать, анализировать и обнародовать партийные отчеты, будут иметь соответствующие полномочия по передаче материалов в правоохранительные органы. Непосредственно финансовый аудит партий будет осуществлять Счетная палата. Новый закон предусматривает административную и уголовную ответственность за предоставление заведомо ложных данных в отчете партии, а также в случае неправомерного использования избирательного фонда. Так, например, предусмотрено 3 года тюремного заключения за незаконное финансирование партий.
Общая инвентаризация партий
Все перечисленные нововведения будут способствовать оптимизации партийной системы и постепенно уменьшать коррупционную составляющую политической жизни. Впрочем, повлияет ли данный процесс на уменьшение их количества – вопрос, на который пока нет ответа.
Политические эксперты связывают факт многократного роста количества регистраций политсил именно с вероятностью закрытия «окна возможностей» с принятием нового законодательства о финансировании партий. Впрочем, юристы возражают: регистрация политической партии – хоть и продолжительная и затратная процедура, однако у Министерства юстиции Украины, согласно законодательству, не так и много правовых оснований для отказа в предоставлении регистрационного свидетельства. В общем, мода на регистрацию политсил возникла из-за роста спроса на подобную услугу со стороны многочисленных заинтересованных заказчиков. Так, цены на услуги по регистрации партии, помимо предусмотренного сбора, на рынке политического консалтинга стартуют от 15 тыс. долл.
Кроме того, политические эксперты не раз указывали на то, что активизация «партийной жизни» может быть связана с изменением избирательного законодательства и регионализацией элит. Ведь в случае ликвидации мажоритарной составляющей избирательной системы, у менее известных региональных лидеров есть только один выход – продвигать свою кандидатуру среди функционеров известных партийных брендов. Этим охотно могут воспользуются нынешние партийные лидеры по следующему принципу: чем известнее политический бренд, тем сложнее критерии отбора и выше партийные взносы.
Впрочем, новое законодательство о финансировании партий вряд ли может стать инструментом политического давления на оппонентов. Единственная возможность испортить предвыборную стратегию новой политической силе, лежащая в компетенции Министерства юстиции, – это задержать сроки ее регистрации. Тогда как проблемы в финансовой отчетности у существующих политсил могут стать поводом для расследования НАБУ. Однако для этого нужно, чтобы полноценно заработало Национальное агентство по предотвращению коррупции, которое только в конце апреля получило офисное помещение и еще даже не начало полноценной работы.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»