Есть позиция, что это была лишь юридическая форма для того, чтобы перевести украинскую юридическую систему в англо-саксонскую модель.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал экономист Борис Кушнирук, анализируя ситуацию с оффшорной компанией Президента Украины.
«Для юристов в этом ничего удивительного нет. Не потому, что кто-то хочет избежать уплаты налогов, а просто по-другому юридическую модель не построить. «Слепой траст» можно передать только по англо-саксонской системе», – рассказывает экономист.
Как подчеркнул эксперт, очень важно, что когда регистрировалась компания, у нее не было основателя, а был просто бенефициар. Было заявлено, что компания не будет использоваться с целью получения доходов, ведения бизнеса. Это было указано изначально при регистрации.
«То есть действовали так, как в международной практике заключают тысячи сделок ежегодно. Другого инструментария просто нет», – констатировал Кушнирук.
По его словам, сейчас идет дискуссия, должен ли был Президент в своей декларации указывать эту оффшорную компанию.
«Дело в том, что у компании нет номинальной стоимости. В декларации нужно указывать не просто компанию, но и ее стоимость. А у нее нет стоимости, поэтому нечего и указывать. Хотя, возможно, в этом случае уместно требовать указать компанию и обороты по ней. Если оборотов ноль, то само возникновение компании ни о чем не говорит», – объясняет эксперт.
По юридической части, как отметил он, НАБУ, согласно нашего законодательства, не имеет права заниматься проверкой Президента. По большому счету, этим может заниматься Генпрокуратура, если говорить о чисто формальной стороне дела.
Напомним, что летом 2014 Президент Украины Петр Порошенко зарегистрировал компанию для перевода кондитерского бизнеса в юрисдикцию Британских Виргинских островов.