Возвращение Донбасса: о чем власть договаривается за кулисами мирного плана?

Александр Радчукполитолог

Дальнейшее мирное урегулирование на востоке Украины будет зависеть от очень многих факторов. Формат Минских переговоров зашел в тупик: с одной стороны, Запад пытается помочь Украине вернуть утраченные территории и найти мирное решение проблем, с другой – потакает требованиям Москвы, которая контролирует сепаратистские образования «ДНР» и «ЛНР». Пока Украине удалось достичь тактических побед – санкции с РФ не сняты, активные боевые действия на Донбассе не ведутся, хотя обстрелы украинских позиций лишь усилились.

Ежедневно на необъявленной войне гибнут украинские солдаты. Десятки и сотни военнослужащих ранены. В поисках выхода из непростой ситуации украинская сторона рассматривает различные варианты решения проблемы сепаратизма на Донбассе. В том числе и путем возможных неординарных кадровых назначений. На днях в украинском информпространстве появилась информация об альтернативной реализации мирного плана, благодаря которому Украина якобы сможет вернуть себе территории Донбасса, если согласится на назначение руководителями Луганской и Донецкой областей бизнесмена Рината Ахметова и лидера «Оппозиционного блока» и бывшего влиятельного «регионала» Юрия Бойко. Неоднозначность и такого месседжа, и общего плана действий поражает воображение конституционалистов, экспертов, политиков и рядовых граждан. Впрочем, чего не сделаешь для установления мира?

Интриги в ситуацию добавляет и недавнее заявление Президента касательно мирного возвращения Донбасса уже к концу 2016 года. «Украина мирно вернет Донбасс в течение одного года», – заявил Глава государства во время пребывания в Турции. Что может означать это заявление? Петр Порошенко уже знает выход, или просто пытается слишком оптимистично оценивать сложную ситуацию на украинском востоке?

Тайный компромисс?

«В городах бандитизм и мародерство. По Донбассу ходят с автоматами и гранатометами. Это разве мирная жизнь? Это разве сильная экономика? Это разве достойная зарплата? Нет! Я хочу сказать всем: нас не запугать, нас не остановить никому, в том числе тем, кто называет себя какой-то «Донецкой республикой». Кто слышал о ней? Кто знает имена лидеров «ДНР»? Что они сделали для Донбасса?», – с такими заявлениями в своем видео-обращении в мае 2014 года Ринат Ахметов призвал земляков оказывать мирное сопротивление планам сепаратистов. Однако до сих пор остается загадкой, почему именно Ринат Леонидович не сумел (или не захотел) навести порядок в регионе по примеру тогдашнего главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского.

Несмотря на то, что большая часть «империи» Рината Ахметова, питавшая его бизнес-активы долгие годы, осталась на оккупированной сепаратистами части Донбасса, его политическое и экономическое влияние в Украине никуда не исчезло. Конечно, позиции ослабли, однако даже на подконтрольной территории Донецкой области в корне изменить политическую ситуацию без учета интересов Ахметова нынешняя власть не в состоянии. Выход один: договариваться, чтобы по крайней мере достичь временных целей. Частично факт сотрудничества власти и бывших «регионалов» (большинство из которых в настоящее время представляют партию «Оппозиционный блок» и ее сателлиты) был зафиксирован на территориях Донбасса уже во время прошлогодних местных выборов. Сейчас тенденция к сотрудничеству сохраняется, особенно, если речь идет о новых возможностях для мирного урегулирования ситуации.

Идея с назначениями Ахметова и Бойко не имеет однозначной оценки среди представителей крупнейшей фракции – пропрезидентской «БПП». Пока одни политики предпочитают не тиражировать эту тему (ведь никакие решения еще не приняты), другие – выражают сомнения в реализации подобных сценариев развития событий. Так, народный депутат Мустафа Найем считает данную информацию заслуживающей внимания, впрочем, сообщить какие-либо подробности не решается. «Слышал о том, что такие переговоры ведутся. На тот момент это были переговоры о том, чтобы как-то устраивать там выборы. Какова конечная цель этих переговоров, к чему пришли в конце, я не знаю», – заявил он.

В свою очередь, его коллега из «БПП» Сергей Лещенко очень критически отнесся к данной идее, назвав ее «легализацией олигархов и коррупционеров во власти». «Люди, которые должны были предстать перед судом, получат иммунитет крепче депутатского и будут шантажировать в ответ на любые попытки предъявить им законные претензии. Это сделает их сильнее любой карманной партии в парламенте. Это цементирование олигархического консенсуса и уничтожение любых надежд общества на справедливость. И это может стать точкой невозврата для Президента Порошенко», – написал нардеп на своей странице в Facebook. Очевидно, что для власти, кто бы ее сейчас не представлял, формат сотрудничества с Ахметовым и Бойко как руководителями Донбасса был бы гораздо благоприятнее, чем любая коммуникация с сепаратистами квазигосударственных марионеток Кремля «Л/ДНР». Впрочем, принимая во внимание реакцию даже части нардепов, подобная идея не найдет широкой поддержки среди украинцев. Именно поэтому она остается предметом непубличных переговоров: для имплементации подобных сценариев нужно время и продолжительная информационная подготовка.

Интересно и то, что предложения о возможности назначения Ахметова и Бойко руководителями Донецкой и Луганской областей якобы прозвучали как раз из уст европейских политиков. Об этом успел сообщить постоянный представитель Украины в подгруппе по политическим вопросам Роман Бессмертный. Безусловно, так называемый «план Медведчука» если и существует, то все возможности его реализации были подробно оговорены и смоделированы технологами из Кремля.

В данном контексте возникает вполне логичный вопрос: даже в случае имплементации этого плана, что именно будут возглавлять Ринат Ахметов и Юрий Бойко? Каким будет статус территорий? Будут ли в таком случае выполнены Минские договоренности в полном объеме? «Настоящая проблема – даже не в личностях переходных фигур, а в их статусе. Что они будут возглавлять? Об этом почти не говорят, но это принципиально важный вопрос и в этом причина моего скептического отношения к этому сценарию. Нужно определить, каким будет переходный период. Для Украины абсолютно неприемлемо сохранение после выборов на Донбассе, даже если они состоятся, двух сепаратистских республик и, тем более, их реинтеграция в состав нашей страны», – считает политолог Владимир Фесенко, отметив, что варианты с подобными назначениями существуют лишь на уровне гипотез.

Подобного мнения придерживается и нынешний глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский, который непосредственно представляет интересы главы государства в регионе. «Сегодня временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей контролируются Путиным. Поэтому, если кто-то куда-то кого-то собирается назначать, это может быть только Путин. У Президента Украины пока юрисдикции там нет. Поэтому назначать туда кого-нибудь он на самом деле не может. Если Путина устраивают Бойко и Ахметов, он их назначит», – прокомментировал он возможность подобных «компромиссных вариантов» мирного урегулирования событий на Донбассе.

Новый план реванша

А вот сами представители «Оппозиционного блока», хотя факт подобных переговоров напрямую никак не комментируют, но уже заявляют о своей готовности «подставить дружеское плечо» Президенту в вопросе мирного урегулирования на Донбассе. «Мы ведем консультации с властями о том, чтобы помочь имплементировать Минские соглашения, прекратить конфликт и вернуть Украине неконтролируемую территорию и людей, которые там проживают. Не только лично я, но и члены «Оппозиционного блока» готовы принять участие в том формате, который позволит выполнить эту задачу», – говорится в заявлении Юрия Бойко. Также политсила уже не исключает проведения выборов на пока оккупированных территориях Донбасса и возвращение легитимной власти Киева. При этом Бойко отметил, что готов взяться за восстановление мира на Донбассе в любом формате.

Заинтересованность лидеров «Оппозиционного блока» вполне можно понять: получив власть на Донбассе в любом статусе, они во что бы то ни стало попытаются вернуть расположение своих бывших избирателей. Для будущего реванша на всеукраинском уровне бывшим «регионалам» не хватает послушного электорального ресурса. На оккупированной ныне части Донбасса находится около 2 миллионов потенциальных избирателей «Оппозиционного блока». Конечно, бывшие соратники экс-президента Виктора Януковича не видят существенной конкуренции при появлении любой новой политической силы на деокупированных территориях. А финансового ресурса на выстраданных войной территориях им вполне хватит для возвращения доверия населения. «То, что выглядело логичным в 2014 году, теперь кощунственно звучит после двух лет кровопролитной войны и тысяч смертей, часть из которых точно на совести Ахметова. А то, что Ринат Леонидович срочно захотел стать патриотом, объясняется весьма прозаично. Замаячила перспектива досрочных выборов ВР, а без «голосов из-за поребрика» «Оппозиционному блоку» ничего не светит», – категорически замечает политтехнолог Тарас Березовец.

Потенциально подобный вариант развития событий мог бы заинтересовать (если не является непосредственно им инициированным) руководство России. Пока в Кремле избегают каких-либо официальных заявлений на эту тему. «Я оставлю это без комментариев, не владею какой-либо информацией», – сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя возможность назначения Юрия Бойко и Рината Ахметова главами отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Предусмотреть сценарии того, каким образом РФ в ближайшее время будет проводить свою политику в отношении Украины, крайне трудная задача. Заявление Владимира Путина о выходе российских ВС с территории Сирии может означать как усиление потенциальной угрозы для Украины на восточных границах с Россией, так и переход в новую фазу противостояния, целью которой будет скрытое политическое противостояние внутри страны с помощью реинтеграции Донбасса пророссийскими силами.

О чем бы ни рассуждали политики, в обществе идея о возвращении Донбасса путем «назначения сверху» новых-старых «хозяев» региона вряд ли будет восприниматься положительно. И даже в случае достижения долгожданной цели – мира на Востоке и восстановления суверенитета на Донбассе – репутационные риски для Президента и его команды остаются крайне высокими.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО