Сезон разочарования: какую опасность таит низкая явка на местных выборах-2015?

На протяжении месяцев предвыборной кампании украинцев ежедневно пытаются сагитировать десятки тысяч кандидатов в местные советы. Тонны агитационных материалов – буклетов, брошюр, листовок, календарей, газет – раздаются огромными тиражами на улицах украинских городов. Дороги плотно увешаны политической рекламой – каждый 2-й борд и ситилайт агитирует за того или иного кандидата, партию. С экранов телевизоров, из радиоприемников и интернет-сайтов в режиме нон-стоп льется скрытая и явная политическая реклама. Кандидаты и их штабы, чтобы понравиться избирателям, тратят в период предвыборной борьбы сотни миллионов гривен. Все ради одного мгновения – дня голосования, когда избиратель придет на участок и сможет отдать свой голос тому или иному кандидату или партии.

А что происходит, когда сознательный гражданин охладевает к самому институту выборов? Как правило, первым звоночком является низкая явка избирателей в день голосования. Для одних кандидатов это залог успеха, для других – катастрофа. Одни в канун выборов надеются использовать низкую явку для коррекции собственного результата, другие – наоборот, поощряют избирателей прийти на участки и проголосовать. Итак, как явка на выборах может повлиять на нынешний результат местных выборов?

В предвкушении усталости от выборов

Откровенно говоря, украинцы устали от постоянного процесса волеизъявления. За последние 1,5 года в Украине на внеочередных выборах избирали нового Президента, Верховную Раду, а в Киеве – новый состав Киевсовета и мэра. Нынешние местные выборы – плановые, однако по своей сути являются технологически самыми тяжелыми и массовыми, ведь украинцы будут избирать депутатов во все местные советы, а также мэров городов, поселков и сельских голов. По данным общественной сети «Опора», местные организации 9 крупных партий выдвинули от 10 до почти 28 тысяч кандидатов, еще 96 политических партий выдвинули около 1 тыс. кандидатов. Всего, по информации ЦИК, в избирательных списках партий было зарегистрировано почти 210 тысяч кандидатов. Фактически, на выборы баллотируется примерно каждый 200-й украинец!

Поэтому засилье политической рекламы и агитации не удивляет. На фоне разочарования темпами и качеством проведения реформ в стране, украинцы начинают разочаровываться в своих еще вчерашних политических кумирах. Особенно тяжело идти на выборы будет представителям тех партий, которые уже представлены в парламенте, и которые после Революции Достоинства обещали изменить Украину много месяцев подряд. Поэтому неудивительно, что одна категория избирателей будет искать новые лица, вторая – надеяться на опытных политиков, которые уже были у власти, ну а третья – вообще на выборы не пойдет. Несмотря на разочарование в политиках, по данным нескольких социологических опросов, которые проводились еще накануне старта предвыборной кампании, около 65% респондентов подтвердили свою готовность прийти на избирательные участки в день голосования. В данных опроса, которые обнародовал Фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и социологическая служба Центра Разумкова, около 23% граждан до сих пор не определились, за кого будут голосовать, а 16% – принципиально будут выбирать определенного кандидата, вне зависимости от его партийности.

Впрочем, сголовокружительное падение уровня жизни и усталость от постоянных политических баталий могут негативно повлиять на явку избирателей 25 октября. Явка в каждом регионе Украины будет разной, ведь на желание прийти на выборы влияет очень много факторов, в том числе и уровень политической культуры и традиционная составляющая. Даже в Киеве, где традиционно наблюдается относительно высокий уровень жизни, граждане стали все чаще равнодушно относиться к самому институту выборов. Уже в августе, по данным социологического опроса, проведенного компанией Active Group в столице, 15% опрошенных сообщили, что вообще не собираются идти на выборы. При этом большинство киевлян все-таки придут на голосование (65,3%), «обязательно придут» 46,4% и еще 18,9% ответили, что «скорее всего придут». «Точно не придут» 13,8% и «скорее всего не придут» 9,2% опрошенных.

Традиционно низкой явка будет в восточных и южных областях Украины. Самой низкой, по оценкам экспертов, она будет в Донецкой области – около 35-40%. Большинство граждан этого региона просто не пойдут на выборы по ряду причин и ментальных установок. Очевидно, такая низкая гражданская активность не будет способствовать качественным результатам выборов. «Явка на местных выборах будет очень низкой – в районе 30-40% – и эта величина станет рекордной в истории Украины», – прогнозирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Разочарование в институте выборов углубляется из-за поведения кандидатов и партий во время предыдущих избирательных кампаний. Например, за подкуп и фальсификации на 205-м мажоритарном округе (Чернигов), где летом проходили довыборы в Верховную Раду, так и не был наказан ни один из нарушителей. Поэтому с установкой «ничего не изменится», фальсификаторам и покупателям голосов автоматически будет легче «работать» с той частью избирателей, которая на выборы все-таки придет. «На выборах мэра небольшого города, где 20-30 тысяч избирателей, при низкой явке придет 5-6 тысяч. Тогда даже 500 голосов решают в пользу того или иного кандидата», – пояснил политтехнолог Тарас Березовец, добавив, что, по данным соцопросов, около 10% граждан готовы продать свой голос. Без прецедентов наказания за подкуп или фальсификации, новый закон о местных выборах никак не решит проблемы с подкупом голосов, хотя и предусматривает усиление ответственности за такие злоупотребления. «Поскольку на местных выборах никогда не было высокой явки, соответственно цена одного купленного голоса становится достаточно высокой и эта технология способна существенно повлиять на окончательный результат выборов. За такое нарушение предусматривается уголовная ответственность, хотя этот механизм вряд ли станет эффективным предохранителем», – считает политолог Василий Мокан.

Это означает, что местные выборы-2015 могут стать одними из самых «грязных», ведь складывается идеальная ситуация для возможных злоупотреблений: большинство идейных граждан разочаровались в самой целесообразности проведения выборов в нынешнем формате, другая часть – которая и придет на участки – готова продать свой голос. Так почему же этим не воспользоваться предприимчивым кандидатам?

Дополнительные хлопоты

Не добавляют уверенности украинцам и изменения в избирательной системе, по которым будут проходить выборы в местные советы. Новый закон о местных выборах фактически предусматривает 4 различных подхода к избранию депутатов и мэров городов. Депутатов сельских и поселковых советов и сельских голов будут выбирать по одной системе, депутатов в областные, районные и городские советы – по другой. Мэры крупных городов будут избираться по 2-туровому принципу, что также добавит хлопот как избирательным комиссиям, так и самим избирателям.

К сожалению, пока ни одна влиятельная политическая сила не ведет разъяснительной работы с избирателями насчет того, как будет происходить процедура голосования и что именно увидят граждане в новых бюллетенях. В свою очередь, огромные средства на рекламу могут быть потрачены зря, если избиратель так и не разберется, где и как ставить заветную отметку в бюллетене. О том, что и сами кандидаты и партии не слишком разбираются в новой избирательной системе, по которой будут проходить местные выборы, свидетельствуют и серьезные ошибки в их наружной рекламе. Так, например, большинство кандидатов в городские и областные советы почему-то не считают нужным указывать свой номер в избирательном списке – и именно этот недостаток может повлиять на их результат во время подсчета голосов и определения победителя в округе.

Определение партий-победителей (для этого политическим силам, которые принимают участие в гонках, нужно преодолеть 5% барьер), определение квот в советах для партий-победителей, и только после этого – определение кандидатов, которые будут представлять избирателей от конкретного округа – внесет большую путаницу и в процесс избрания, и в подсчет голосов.

Еще один парадокс, который кроется в новой избирательной системе – расчет очередности получения мандатов в совете, при котором будут учитывать проценты поддержки за ту или иную партию, а не количество полученных голосов на округе. То есть, в конечном счете, в советы будут попадать не те кандидаты, которые получили наибольшее количество голосов, в том числе благодаря высокой явке на участке, а те, которые за счет более низкой явки принесут больше процентов своей политической силе. Поэтому для достижения лучшего представительства, и партии, и кандидаты – особенно в городских и областных советах – вовсе не заинтересованы в высокой явке. Достаточно рассчитать гарантированное необходимое количество избирателей (с определенным запасом, естественно) – и попытаться получить их расположение. Как? По-разному: не только за счет рекламы, но и путем прямого или скрытого подкупа.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО