Иначе как сокрушительной и не назовешь критику, с которой обрушились на министра здравоохранения не только эксперты и общественные деятели, но и комитет ВР Украины по противодействию коррупции. Председатель комитета Егор Соболев пишет в своем блоге на «Украинской правде»: «Нет ни одного направления, где общественные активисты, эксперты, парламентарии не зафиксировали бы огромных схем мародерства, не проинформировали бы Минздрав, как это можно исправить и... результат – НОЛЬ».
Это вывод по результатам заседания антикоррупционного комитета ВР во вторник, а сегодня его председатель Егор Соболев обещает подписать решение комитета рекомендовать премьеру применить дисциплинарные меры в отношении Александра Квиташвили. И предлагает перечень конкретных действий, «которые министр должен сделать, если он не хочет войти в историю как еще один министр здравоохранения, которого победила коррупция».
А вот что накануне в письме к Соболеву изложил председатель благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей: «Система здравоохранения и фармацевтический сектор всегда были отмечены сверхвысоким уровнем коррупции и взяточничеством. Ведь по данным СБУ, уровень отмывания средств во время государственных закупок лекарств и вакцин Минздравом достигал 40%, а система регистрации, проверки качества лекарственных средств, получения различных разрешений на импорт и торговлю крайне зарегулированны, что значительно удорожает лекарственные средства в аптеках. Более того, уровень бытовой коррупции в больницах делает отрасль украинской медицины недоступной для многих наших граждан».
В комментарии «Слову и Делу» исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина отметила: «Начиная с марта мы неоднократно слышали от министра Квиташвили, что тендеры по закупке лекарств и вакцин в следующем месяце будет переданы в международные организации. Этого мы ждали в апреле, в мае, сейчас уже июнь и ни одного реального шага даже для объявления тендеров сделано не было. Это тотальная катастрофа для пациентов по всей Украине и повторение сценария прошлого года, когда тысячи пациентов, жизнь которых зависит от работы Минздрава, остались без лекарств, а дети – без вакцин».
Общественные активисты, говоря о министре Квиташвили, называют его «грузинским реформатором» исключительно в кавычках. Дмитрий Шерембей так оценивает деятельность министра в должности: «Ни общество, ни пациенты, ни экспертная среда, ни профильные общественные организации и активисты, к сожалению, не заметили никаких существенных изменений в этой сфере». Видимо, не заметил этих изменений даже и глава правительства, который потребовал от главы Минздрава до осени провести «решительные реформы в системе здравоохранения». На заседании правительства 2 июня премьер-министр Арсений Яценюк, обращаясь к Квиташвили, сказал: «Уважаемый Сандро, у нас с вами есть три месяца ... На сентябрь я требую результат: как по принятию необходимых законов, так и по закупке медицинских средств, а также по проведению вакцинации».
Правда, парламентариям и общественным активистам такие показательные словесные «разборки» не кажутся многообещающими. Тот же Егор Соболев апеллирует лично к главе государства и требует: «Президент, который выдвинул этого человека в правительство, в последнем обращении в парламенте предложил осенью оценить работу всех чиновников. Не думаю, что обязательно ждать сентября, чтобы прекратить разворовывание миллиардов, которое прямо забирает человеческие жизни».
Что касается конкретных шагов, то парламентский комитет по противодействию коррупции требует от министерства, в частности, отмены мошеннических условий о 100-процентной оплате государством лекарств прокладкам-посредникам с получением самого лекарства через полгода. БФ «Пациенты Украины» приводит по этому поводу такие данные: «Одна из компаний-победителей торгов Минздрава ООО «Вектор Фарма», получив в декабре 2014 100% предоплату в размере 52 648 806 грн 60 коп. за поставку 3 антиретровирусных препаратов (Зидовудин/Ламивудин; Ламивудин; Эфавиренз), до сих пор не поставила ни одной единицы товара на склады Минздрава. В свою очередь, министр здравоохранения, зная о такой ситуации уже несколько месяцев подряд, не сделал ни одного действенного шага, чтобы решить эту ситуацию, доведя ее до критической точки, ведь уже через 3 недели у пациентов начнутся массовые прерывания лечения (письмо датировано 29 мая этого года – Ред.)».
Третий месяц так и остается на бумаге специальный закон, передающий права закупки лекарств признанным международным организациям вроде ЮНИСЕФ. Эксперты упрекают в этом и лично министра за его бездействие, а также жёстко критикуют деструктивные действия его первого заместителя. В частности, в письме к Егору Соболеву Дмитрий Шерембей упрекает Александру Павленко в том, что это именно она «оказывала значительное сопротивление утверждению этих законопроектов, начиная со срыва их регистрации в ВРУ, и заканчивая их реализацией внутри Министерства здравоохранения Украины. Более того, через два месяца после утверждения Закона Украины 269-VIII Верховной Радой Украины, Министерством не разработан ни один подзаконный акт, который запустил бы эти законы в действие, что фактически замораживает государственные закупки лекарств и вакцин через международные организации».
Кроме саботажа, обвиняют Александру Павленко и в вопиющем непрофессионализме. Снова процитируем письмо Шерембея к Соболеву: «Многочисленные случаи некомпетентных и иногда даже абсурдных комментариев со стороны первого заместителя министра Павленко во время рабочих встреч и заседаний свидетельствуют о полном отсутствии специализации в области медицинского и фармацевтического права, и, как следствие - непрофессионализме во время выполнения непосредственных обязанностей первого заместителя министра». По результатам заседания комитета ВР по противодействию коррупции, главе правительства рекомендовано привлечь Павленко к административной ответственности, приняв соответствующие управленческие решения. А вот от МВД и ГПУ парламентарии требуют составить протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в отношении первого заместителя министра здравоохранения Павленко по установленному факту совместительства ею предпринимательской и адвокатской деятельности с занимаемой должностью.
Перечень претензий и требований к министерству Александа Квиташвили не исчерпывается даже всем вышеизложенным. Бегло вспомним ещё только о требовании прозрачного конкурса на должность главы ключевой в Минздраве Госслужбы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками: «Нет не только конкурса. Секретом для общества остается даже определенная Минздравом кандидатура, – констатировал Соболев и резюмировал – сохранение тотального мародерства в Минздраве дальше терпеть не имеем права».
Борис Бобров, специально для «Слово и Дело»