Утром 24 января в Белгородской области упал российский военно-транспортный самолет Ил-76. В россии сразу отреагировали на катастрофу, заявив, что на борту были десятки украинских военнопленных, которых везли для обмена. Генштаб ВСУ косвенно подтвердил причастность к сбитию самолета, но в заявлении отмечается, что россияне используют Ил-76 для доставки боеприпасов и ракет, которым потом обстреливают Украину. «Слово и дело» собрало все, что известно об инциденте.
Что произошло
Утром 24 января в российских Telegram-каналах появилось видео с падением российского военно-транспортного самолета Ил-76 в Корочанском районе Белгородской области.
На видео самолет летит вниз (в процессе падения от него отваливается какая-то часть), он падает на землю и взрывается. В небе также виден дымный след.
Катастрофа произошла в 11 утра по местному времени возле села Яблоново.
Российские Telegram-каналы со ссылкой на источники писали, что на борту самолета находились 63 человек и все они погибли. Затем несколько пабликов, в том числе, Fighterbomber, сообщили, что в самолете были пленные военнослужащие ВСУ. Но сообщения были удалены.
Падение Ил-76 под Белгородом: версия россии
Россия необычно быстро подтвердила катастрофу самолета. Уже через час после катастрофы в Министерстве обороны заявили, что самолет потерпел крушение при выполнении планового полета, а на борту находились «65 пленных военнослужащих ВСУ, шесть членов экипажа самолета и трое сопровождающих».
Полная версия случившегося от россии такая. Украина и россия якобы сегодня должны были провести обмен пленными по формуле «192 на 192». Самолет Ил-76 выполнил рейс по маршруту аэродром Чкаловский-Белгород для перевозки украинских военнослужащих для обмена (сопровождали их при этом всего трое российских военных и шесть членов экипажа).
«По достигнутой ранее договоренности данное мероприятие должно было состояться во второй половине дня в пункте пропуска Колотиловка на российско-украинской границе», – говорилось в заявлении.
Украина, утверждает российская сторона, из района Липцов Харьковской области с применением зенитного ракетного комплекса сбила самолет.
В поддержку этой версии сразу включились российские депутаты. Так, глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что самолет якобы бил сбит тремя ракетами зенитно-ракетного комплекса Patriot либо IRIS-T. Он также заявил, что следом за Ил-76 «летел еще один борт с 80 пленными, его успели развернуть».
Спикер российской Госдумы Вячеслав Володин заявил, что нужно подготовить обращение к Конгрессу США и Бундестагу из-за катастрофы.
Звучали также заявления о том, что обмены пленными теперь «будут поставлены на паузу». Хотя с августа и так состоялся только один обмен.
Пропагандистка Маргарита Симоньян выложила список украинских военнопленных, которые якобы были на борту самолета, в нем 65 имен. В списке уже нашли нестыковки: часть военных вернулись в Украине во время прошлого обмена.
Что говорит о катастрофе Украина
Генштаб только к вечеру прокомментировал падение российского самолета: напомнили, что россия, не добившись успехов на поле боя, продолжает стратегию ракетного террора против Украины, в том числе на Харьковском направлении.
Для уменьшения ракетной угрозы ВСУ не только контролируют воздушное пространство, но и детально отслеживают точки запусков ракет и логистику их поставки, особенно с применением средств военно-транспортной авиации.
«Зафиксированная интенсивность обстрелов напрямую связана с ростом количества военно-транспортных самолетов, которые в последнее время направлялись к аэродрому Белгорода. С учетом этого, Вооруженные Силы Украины будут и дальше принимать меры по уничтожению средств доставки, контроля за воздушным пространством для уничтожения террористической угрозы, в том числе на Белгородско-Харьковском направлении», – говорится в заявлении.
Ранее СМИ со ссылкой на источники писали, что самолет перевозил ракеты к С-300 (сообщения о возможной причастности ВСУ к катастрофе были удалены).
Информацию о пленных в Генштабе комментировать не стали. При этом днем омбудсмен Дмитрий Лубинец и Координационный штаб по вопросам пленным сообщили, что проверяют и анализируют всю информацию относительно инцидента.
А представитель Главного управления разведки Андрей Юсов в комментарии «Радио Свобода» подтвердил, что сегодня должны был состояться обмен пленными, но он не происходит.
Позже в ГУР сообщили, что запланированный обмен так и не состоялся – россия утверждает, что это произошло из-за сбития самолета.
В заявлении отмечается, что у Украины сейчас нет достоверной и исчерпывающей информацией по поводу того, кто находился на борту самолета и в каком количестве.
«Безопасность наших защитников, согласно договоренностям, должна была обеспечить российская сторона. В то же время, украинская сторона не была поставлена в известность о необходимости обеспечения безопасности воздушного пространства в районе города Белгород в определенный период времени, как неоднократно делалось в прошлом. Украина не была проинформирована о количестве транспортных средств, маршрутах и формах доставки пленных. Известно, что доставка пленных производится как авиационным, так и железнодорожным и автомобильным транспортом», – сообщили в ГУР, добавив, что это может свидетельствовать об умышленных действиях россии, направленных на создание угрозы жизни и безопасности пленных.
Авиакатастрофа Ил-76: версии журналистов и экспертов
Украинский OSINT-аналитик «Скринька Пандори» отметил, что, судя по видео, Ил-76 летел в противоположном направлении от места, где должен был состояться обмен пленными – от границы с Украиной, а не в ее сторону.
По его данным, упавший борт под номером RA-78830 летел через Египет, Саудовскую Аравию, Красное море и Иран, около Сирии пропал с радаров, а затем появился над Белгородом. По его мнению, это указывает на то, что самолет привез оружие с Востока.
Бывший специальный советник армии США по делам России в Европе Марк Войгер в комментарии Sky News выразил сомнение в том, что на борту Ил-76 были украинские военнопленные. Он отметил, что это дорогая модель самолета и сравнил перевозку военнопленных на таком самолете с «использованием вертолета для похода по магазинам».
Войгер также отметил, что траектория самолета в момент крушения свидетельствует о том, что он летел не в сторону украинской границы, как утверждает Россия. По его словам, самолет мог вылететь из Египта и везти боеприпасы.
Военный обозреватель немецкой газеты Bild Юлиан Репке считает, что нельзя сказать, в какую сторону направлялся самолет. Но, по его мнению, он скорее, приближался к пункту назначения Белгороду: «Судя по небольшой высоте предполагаемого взрывного облака от удара ракеты, я бы скорее сказал, что самолет приближался к пункту назначения Белгороду, где нынешняя высота облака составляет всего 1300–1600 футов».
Облако от взрыва, которое видно на видео, по словам Репке, оставила не сбившая самолет, а другая ракета или зенитное оружие.
Напомним, на инфографике «Слово и дело» можно увидеть другие значительные потери россиян в самолетах за время полномасштабной войны.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»