Запорожская АЭС находится под контролем оккупантов еще с начала марта. Аналитики считают, что оккупанты используют захваченные АЭС с целью сыграть на опасениях Запада относительно ядерной катастрофы в Украине. 3 августа генеральный директор МАГАТЭ заявил, что на ЗАЭС нарушены все меры ядерной безопасности. Эксперт в области энергетики Геннадий Рябцев в комментарии «Слово и дело» рассказал, какие сейчас существуют угрозы на атомной станции и каковы последствия.
Что происходит на Запорожской АЭС
Геннадий Рябцев отметил, что россияне разместили на территории Запорожской АЭС тяжелое вооружение, что запрещено всеми протоколами безопасности. То есть никто не должен допускать размещения на территории ядерных объектов взрывчатых веществ, боекомплектов или тяжелого вооружения.
«Россия нарушает все нормы и правила, размещая на территории ЗАЭС тяжелое вооружение, взрывные устройства, минируя подходы к ЗАЭС, побережью водохранилищ и т.д. Здесь велик риск того, что в любой момент времени может произойти какая-то детонация или чрезвычайное событие в результате определенных действий, которое в дальнейшем способно повлечь за собой пожар или разрушение сооружений, расположенных на территории ЗАЭС», – подчеркнул он.
По его мнению, именно наличие на территории ЗАЭС боекомплектов, взрывчатки и всего, что с этим связано, и создает наиболее серьезную проблему.
В то же время, эксперт заверил, что на любом ядерном объекте, в том числе и на ЗАЭС, есть силы, обеспечивающие его охрану.
Какие разрушения были в результате этих инцидентов
Разрушениям подверглась линия электропередач, транспортирующая генерируемую на ЗАЭС электроэнергию, трансформаторная подстанция, азотно-кислородная станция. Возник риск утечки водорода и распыления радиоактивных веществ.
«Нельзя сказать, что там произошло нечто «чрезвычайное», с чем бы не справились соответствующие службы, работающие там. Все эти повреждения быстро локализованы и работа соответствующего оборудования была возобновлена. Это никак не повлияло на безопасность ядерных объектов», – отметил эксперт в области энергетики.
Он объяснил, что все системы станции дублируются – если выходит из строя одна система, ее подхватывает другая. Если возникают проблемы с температурой и охлаждением, срабатывает автоматика защиты и соответствующие системы гарантируют, что технологический процесс не выйдет из-под контроля.
«В этом случае главное, чтобы никто не вмешивался в технологический процесс, в процесс эксплуатации атомной станции. Пока этого никто и не делал. Да, оккупационные войска присутствуют, да, в большом количестве, на территории машинного зала расположены, в частности, какие-то транспортные средства. Да, контролируют все действия персонала представители «Росатома», контрольно-пропускной режим организован оккупационными войсками, но в эксплуатацию пока никто не вмешивается и это относительно хорошо», – отметил Рябцев.
Может ли россия быть заинтересована в ядерной катастрофе
По мнению эксперта в области энергетики, военно-политическое руководство россии не заинтересовано в ядерной катастрофе. По его словам, это примерно то же, что и использование химического оружия.
«Почему оно не используется? Ибо существуют другие средства, которые дают намного лучше с военной точки зрения эффект, чем применять «грязное ядерное оружие», – пояснил он.
По словам Рябцева, в военной пропаганде есть такой тезис, чтобы изображать своего противника идиотом и тем, кто не способен принимать какие-либо объективные решения. Эти технологии используются еще со времен Первой мировой войны.
«В действиях российских оккупантов прослеживается логика, планы, которые они хотят реализовать, цели и т.д. Так вот, достижение этих целей не может быть возможно, если что-то произойдет на Запорожской АЭС. Поэтому, учитывая это, смысла в тех угрозах, о которых говорят оккупанты, нет», – считает эксперт.
В то же время Рябцев отметил, что риски все равно сохраняются, ведь «идиотов в мире много и даже при отсутствии того или иного приказа кто-то может повлечь за собой большие проблемы».
«Если это произойдет, то масштабы этой опасности трудно оценить. Защита от этого есть и она реализована в виде технических средств в тех протоколах обеспечения безопасности, которые существуют на любом ядерном объекте. То есть защита от дураков присутствует», – добавил эксперт в области энергетики.
Какова возможная опасность
Можно представить такой вид опасности – условно солдаты принесут на ЗАЭС взрывчатку и попытаются ее взорвать внутри. Что произойдет? По мнению Геннадия Рябцева, почти ничего. Да, какие-то повреждения будут, радиоактивное загрязнение будет, но ядерной катастрофы не будет.
«Худший вариант – это если к ответным действиям прибегнут люди, которые разбираются в технологиях. Если условно работников Росатома заставят ввести реактор в критический режим работы, может возникнуть то, масштабы чего мы не можем оценить. Но посторонний человек сделать так, чтобы что-то взорвалось, как в Чернобыле, не может», – заметил эксперт.
По его словам, сделать так, чтобы ЗАЭС не смогла передавать сгенерированную энергию в объединенную энергосистему Украины, оккупанты могут – достаточно просто разрушить линии электропередач, идущие от подстанции.
Какой прежде всего должна быть реакция мира
По словам Геннадия Рябцева, действия оккупантов, угрожающих ядерной безопасности, должна прекратить организация, которая, собственно, и отвечает за контроль ядерной безопасности во всем мире – МАГАТЭ.
«Но возникает вопрос, почему они в упор это не видят, почему до сих пор нет их миссии на ЗАЭС. Если МАГАТЭ не способна обеспечить соблюдение всех норм и правил обеспечения безопасности, тогда зачем миру эта организация?», – подчеркнул эксперт.
Он добавил, что прежде всего, что сейчас МАГАТЭ может сделать – направить в Запорожскую АЭС свою миссию, которая должна постоянно быть на связи и докладывать о ситуации на станции.
«И если что-то там происходит, то об этом должен в прямом эфире узнавать весь мир. И это будет как раз тем предохранителем, который позволит уменьшить существующий риск», – резюмировал Рябцев.
Напомним, на днях «Энергоатом» призвал ООН, МАГАТЭ и все мировое сообщество принять все возможные меры для направления безопасной миссии на Запорожскую АЭС с последующей ее демилитаризацией и выводом вооруженных российских оккупационных войск со станции и всей прилегающей территории.