С первых дней войны Министерство образования и науки рекомендовало учебным заведениям ввести двухнедельные каникулы. С 14 марта в части областей Украины обучение было возобновлено – в основном в дистанционной форме. Также вместо ВНО выпускники будут сдавать мультипредметный тест, а учеников начальной и базовой школ освободили от ГИА. «Слово и дело» вместе с аналитиком и менеджером Cedos выяснило, как организовано обучение для внутренних переселенцев и какие опасения возникают по поводу мультитеста.
Образовательный процесс во время войны и обучение для студентов-переселенцев
С начала войны заведения высшего образования ушли на каникулы, а уже через две недели в некоторых регионах учеба начала восстанавливаться. Как шутят в соцсетях, теперь в Украине не может произойти ничего, чтобы могло бы остановить учебный процесс.
Министерство образования и науки также рекомендовало ВУЗам установить особые условия обучения (индивидуальные графики, академические отпуска) для студентов, которые находятся в рядах Вооруженных Сил Украины или территориальной обороны.
По словам аналитика и менеджера Cedos Юлии Назаренко, украинские университеты, расположенные в более безопасных регионах (Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской, Ровенской, Хмельницкой, Днепропетровской областях), объявили о принятии на обучение студентов, являющихся внутренне перемещенными лицами
«Такое обучение доступно только в рамках возможностей академической мобильности, то есть студенты могут приобщаться к прослушиванию предметов по их специальностям, а по окончании обучения получат документ, удостоверяющий прохождение курсов», – пояснила эксперт.
Однако полноценно перевестись из своего университета, если в нем не проходит обучение, в другой студенты фактически не могут. «Существует необходимость долговременной стратегии интеграции и процедуры перевода студентов, чьи университеты не смогут возобновить обучение в ближайшее время», – считает Назаренко.
В чем особенность проведения мультипредметного теста
В первый месяц войны Верховная рада отменила проведение внешнего независимого оценивания в 2022 году. Вместо него выпускники должны сдавать Национальный мультипредметный тест.
Этот единый тест, состоящий из трех предметов – украинский язык, математика и история Украины (ХХ-ХХІ век). Каждый предмет содержит по 20 тестовых заданий, отведенное время на выполнение – два часа.
Как отметили в Министерстве образования и науки, украинский язык и математика – обязательные предметы ГИА с высокой прогностической валидностью, а история Украины – принципиально важна во время войны.
Национальный мультипредметный тест будет проходить в три сессии:
- основная: 18 июля – 10 августа;
- дополнительная: 16 – 20 августа;
- специальная: 12 – 16 сентября.
Большинство участников тестирования, которые с 1 февраля по 19 апреля зарегистрировались для участия в ВНО, будут участвовать в основной сессии. Те, кто не сможет – в дополнительной или специальной. Для этого нужно подать заявку: 1-10 августа – для участия в дополнительной сессии, 1-7 сентября – в специальной.
До 12 июля у зарегистрированных участников появится возможность скачать со своих информационных страниц приглашения-пропуска, где будет указана дата, время и место проведения НМТ.
По информации МОН, тестирование будет проходить в 20 областях Украины и Киеве. Пока невозможно провести мультипредметный тест в Донецкой, Луганской, Харьковской, Херсонской областях и АР Крым.
Министр образования и науки Сергей Шкарлет отметил, что государственные реестры на временно оккупированных территориях Украины заблокированы – с целью мер безопасности, поэтому там сдать НМТ невозможно.
Участники, которые не смогут добраться до мест проведения основной сессии мультипредметного теста, смогут подать заявки для участия в дополнительной или специальной сессии тестирования.
Также в МОН сообщалось о том, что рассматривается возможность дополнительных условий для поступления абитуриентов с временно оккупированных территорий.
Кроме этого Сергей Шкарлет подписал приказ, утверждающий перечень зарубежных пунктов для проведения мультипредметного теста.
Так, провести тестирование запланировано в таких странах: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Эстония, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Молдова, Нидерланды, Германия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Венгрия, Франция, Хорватия, Чехия и Швеция.
Мультипредметный тест: преимущества и недостатки
Такое вынужденное нововведение от МОН вызвало неоднозначную реакцию, ведь, с одной стороны, для учеников сократили количество задач, но с другой стороны, время на их выполнение вызвало беспокойство. В конце концов его увеличили с 90 минут до 120.
Юлия Назаренко выделила несколько основных преимуществ и недостатков, связанных с проведением мультипредметного теста. В первую очередь, основной плюс такого теста – сокращение времени нахождения абитуриентов в пунктах тестирования.
По словам Назаренко, это преимущество с точки зрения безопасности во время войны.
«Они (абитуриенты – Ред.) должны только один раз прибыть в соответствующее место для сдачи теста и находиться там 120 минут, в отличие от классического ВНО, которое предусматривало 3-4 посещения разных мест», – пояснила она.
Также, по ее словам, проведение тестирования в компьютерном формате позволяет сократить время и стоимость проверки задач, поэтому может сэкономить некоторые ресурсы.
«В связи с тем, что тест будет проводиться с помощью компьютерной системы, это исключает необходимость сканирования работы или проверки открытых вопросов. Также это может облегчить логистику в виде печати и перевозки печатных заданий, а также снизить риск того, что они будут потеряны», – рассказала Назаренко.
В то же время, мультипредметный тест имеет немало подводных камней, связанных со временем подготовки, заменой предметов и уменьшением вопросов.
«Национальный мультипредметный тест имеет ограниченное количество предметов. Абитуриенты, которые готовились к иностранным языкам, а также биологии, химии или физике, могут не иметь возможности качественно подготовиться к истории Украины всего за несколько месяцев. Это приведет к тому, что их результаты по третьему предмету будут хуже. Кроме того, биология, химия и физика являются важными предметами с точки оценки знаний для поступления на ряд специальностей», – объясняет Назаренко.
Еще один минус – небольшое количество вопросов с закрытыми ответами.
«Предусмотрено только 20 заданий «закрытой» формы для каждого предмета, что увеличивает риски негативного влияния угадывания или списывания: из-за относительно небольшого количества вопросов вес каждого ответа при оценке увеличивается. С другой стороны, в случае, когда один экзамен проходит вместо трех, количество вопросов невозможно не ограничить», – объясняет эксперт.
Следующее нововведение для абитуриентов – написание мотивационного письма для поступления в университет. Мотивационное письмо МОН предлагает использоваться для рейтинга контрактников и бюджетников с одинаковыми баллами.
«Использование только мотивационного письма может углубить неравный доступ к образованию и имеет коррупционные риски. Пока нет прозрачных механизмов оценки мотивационных писем в университетах, которые давали бы возможность уменьшить негативное влияние субъективности оценивания», – рассказала Назаренко.
По ее словам, поскольку контрактники не будут проходить тест на оценку знаний, те из них, чьи знания не будут соответствовать достаточному уровню для получения высшего образования, могут иметь проблемы с обучением.
Аналитик Cedos считает, что такая ситуация может быть риском для увеличения случаев вымогательства взяток у таких студентов.
Напомним, на мультипредметный тест для поступления в высшие учебные заведения в этом году зарегистрировалось уже около 340 тысяч желающих.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».