Последний фронт диктатора: почему Беларусь прекратит существование в случае нападения на Украину

Александр Радчукполитолог

Белорусские войска находятся в усиленном режиме готовности к возможному наступлению на территорию Украины. Об этом свидетельствуют и данные разведки иностранных государств и заявления Генштаба ВСУ.

Сами белорусы, похоже, очень не в восторге от возможного вовлечения своего государства в войну с Украиной на стороне россии. По данным независимых социологических исследований, почти 97% опрошенных граждан Беларуси в крупных городах выступают против вступления их военных сил в войну с Украиной.

Хотя де-факто Беларусь уже втянута в конфликт: режим самопровозглашенного президента Лукашенко способствует всем военным маневрам российской армии в так называемой «спецоперации» в Украине. Предоставляя транзит для российских войск, свои военные аэродромы для российских самолетов и логистические возможности для подвоза обеспечения росармии – Лукашенко хоть и не формально, но уже участвует в войне с Украиной. При этом, как и в россии, в большинстве своем белорусы являются молчаливыми соучастниками этой войны, и должны хорошо понимать все возможные последствия действий руководителей своего государства.

В настоящее время ВСУ и силы территориальной обороны готовы дать отпор белорусским войскам, которые пересекут границу с Украиной и отправятся вместе с российскими оккупантами с вооруженной агрессией на наши города. Вероятность такого сценария очень высока. Чуть ли не единственным и, вероятно, основным сдерживающим фактором его реализации является позиция самопровозглашенного президента Лукашенко.

О чем идет речь, действительно ли Беларусь откроет второй фронт против Украины, и к каким последствиям это приведет самих белорусов?

Вынужденная задержка

По меньшей мере, последнюю неделю Генштаб и данные западных разведок сообщают об странных перегруппировках и маневрах белорусских войск на границе с Украиной. К слову, о серьезности намерений вступления белорусского войска в войну против Украины свидетельствует и тот факт, что Польша активно приступила к подготовке своих вооруженных сил к обороне на восточных границах.

Так, вчера 103-ю отдельную мобильную бригаду Сил специальных операций Беларуси вернули в место постоянной дислокации в Витебске. Еще днем ранее стало известно, что 38-я десантно-штурмовая бригада ССО вернулась в Брест. На границу с Украиной отправляются БТГр из состава 6-й (Гродно), 11-й (Слоним), 19-й (Заслоново) и 120-й (Минск) отдельных механизированных бригад. Примечательно, что эти войска передислоцируют из восточных регионов Беларуси, которые всегда были географически и ментально ближе к россии.

Военные эксперты связывают такие маневры с нежеланием командиров белорусских войск отдавать соответствующие приказы, связанные с фактическим наступлением на территорию Украины. И, как следствие, речь может идти об откровенном саботаже.

Еще одна версия вынужденной задержки – сама позиция Александра Лукашенко, режим которого до сих пор опирался на подконтрольных силовиков и военных. Дело в том, что россия вряд ли гарантирует ему дальнейшую поддержку в случае военного «провала» белорусских войск в Украине. Что бы ни случилось с белорусскими войсками – в случае их уничтожения, добровольной сдачи в плен или даже перехода на сторону ВСУ – любое военное фиаско будет означать конец правления белорусского диктатора. Причем, что не менее вероятно, его физическое устранение со стороны подконтрольных кремлю спецслужб и поиска соответствующей «замены» - марионеточного ставленника путина, который без всяких маневров будет выполнять любой приказ из Москвы.

Военные риски Беларуси

На самом же деле ситуация может быть еще более рискованной и для самого Лукашенко, и для его патронов в российском руководстве.

Без армии и с потерей контроля над спецслужбами, и Лукашенко, и кремль могут получить еще один источник вероятного неповиновения оппозиционной части белорусов в своем тылу.

Дело в том, что война с Украиной отвлекает значительные силовые ресурсы как военных, так и внутренних служб обоих союзных государств. А в ситуации неудачного блиц-крига россии и вероятного неудачного военного похода белорусских войск на территорию Украины ситуация в самой Беларуси может стать шаткой и неопределенной.

Москва же, в свою очередь, предпочла бы не только напрямую использовать белорусскую армию для создания логистических проблем со снабжением украинским ВСУ в северных и западных регионах Украины, но и создать прямую военную угрозу для соседних стран. А с другой стороны – кремлю нужны гарантии «стабильности» внутриполитической ситуации в Беларуси.

Сообщник и потеря независимости

По сути, во время возможного военного рейда на территорию Украины белорусских войск сам Лукашенко остается крайне уязвимым для любого влияния белорусской оппозиции или российских спецслужб. По данным белорусской оппозиции, Лукашенко уже некоторое время вынужден был усилить меры личной безопасности, ведь исключать какие-либо варианты развития событий он уже не может.

Впрочем, самопровозглашенный президент Беларуси не оставляет своего привычного политического позиционирования: даже будучи «зажатым» со всех сторон, он пытается публично обходить острые углы, демонстрируя лояльность к путинскому режиму и, одновременно, формируя «успокаивающую» риторику для белорусского народа. Вероятно, он все-таки рассчитывает на скорое окончание активной фазы войны в Украине путем заключения мирного соглашения или внутренней дестабилизации в самой россии. При таком сценарии Беларусь может стать условным «мостиком» между западным миром и подсанкционной российской федерацией. Мы уже неоднократно становились свидетелями мгновенного «переобувания» Лукашенко, тем более если Беларусь сможет получить от таких геополитических маневров и свою экономическую выгоду.

В любом случае, участие белорусской армии в военных действиях на территории Украины совместно с российскими войсками будет ничем иным, как факт агрессии против нашего государства. В заключение, пока показательная «независимость» Беларуси, которая держится на симбиозе двух диктаторов, может полностью исчезнуть в случае, если военная операция белорусских военных по каким-то причинам провалится, а сам Лукашенко станет жертвой теракта или какого-либо другого метода физической ликвидации.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО