Несмотря на то, что со времени инаугурации 46-го президента США Джо Байдена прошло чуть более 9 месяцев, эта неделя ознаменуется первой годовщиной его победы на выборах. Однозначно, победы непростой – даже не столько с учетом кампании, сколько внутренней ситуации, в которой проходила гонка в США, а также международной повестки дня.
За что можно упрекнуть Байдена?
Не будет преувеличением утверждать, что победа Джо Байдена на выборах президента была достаточно оптимистично воспринята в демократическом мире, к которому принадлежит и Украина. Ожидания были достаточно высокими как по усилению двустороннего сотрудничества с Америкой отдельных европейских государств, так и по четкой стратегии возвращения региона на американские радары, что предполагало бы инвестиции и политическую поддержку. Возможно, рано утверждать, насколько это было реализовано, однако ограниченное количество визитов как главы американской дипломатии Энтони Блинкена, так и самого Джо Байдена стало нежелательной реальностью для европейских государств, особенно для не входящих в ЕС и НАТО.
На сегодняшний день выглядит так, что команда Джо Байдена решила поставить регион Восточной Европы «на паузу» в смысле того, что ни официальная стратегия, ни предыдущие очерки так называемой доктрины Байдена пока не прослеживаются, кроме определенных исключений. Как и прогнозировалось еще до выборов, основным экономическим и политическим соперником США стал Пекин, да и с Россией, по крайней мере, сейчас, контактов у членов администрации 46-го президента значительно больше. Учитывая возможную очередную эскалацию на границе Украины и России, де-факто закрывая глаза, Вашингтон посылает, мягко говоря, неоднозначные сигналы своим партнерам и союзникам.
Внутренняя политика превыше всего или не ковидом единым
Год назад могло показаться, что COVID-19 станет основной головной болью Байдена, но Белый дом активно занимался не только борьбой с последствиями пандемии. Весной администрации все же удалось продвинуть закон о восстановлении экономики (общая сумма 1,9 трлн долларов) после коронавируса, и американцы получили второй транш финансовой помощи за время пандемии. Если говорить о самой вакцинации, то обещание сделать 100 млн прививок в течение первых 100 дней Байден выполнил на 92-й. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день только 59% американцев вакцинированы, а заметные антивакцинальные настроения среди консервативных граждан лишь подрывают доверие к необходимости прививок среди центристов и сторонников демократов.
Затем команда Байдена постепенно предлагала другие инициативы. Фактически, законопроекты о масштабном обновлении инфраструктуры, а также инициатива Build back better world, призваны получить поддержку радикально «левых» демократов (как политиков в Конгрессе, так и самих избирателей). Проблемой для Байдена стало то, что в ходе переговоров он столкнулся с сопротивлением нескольких сенаторов-однопартийцев, поэтому небо над судьбой этих законопроектов не слишком безоблачное.
Де-факто команда Байдена стала заложником как собственных обещаний, так и политической конъюнктурной ситуации, в которой они оказались частично из-за своих оппонентов. В первую очередь, это политическая поляризация как среди конгрессменов и сенаторов, которые не готовы поддерживать законопроекты другой партии, так и избирателей. Если электорат республиканцев выступает против инициатив Байдена, то их законодателям в Конгрессе тоже нет смысла идти на компромиссы. Замкнутый круг, выход из которого в ближайшее время незаметен.
Кроме этого, не удалось пока разрешить кризис на границе с Мексикой, и в целом вопрос мигрантов остается одним из тех, что раскалывает политиков из обеих партий.
Все это привело к тому, что рейтинг Байдена опустился до 42%. Среди всех президентов, начиная от Эйзенхауэра (1953 год), более низкий уровень одобрения работы главы Белого дома в этот период президентства был только у Трампа.
Год назад казалось, что, возможно, Байден будет слабым президентом, а правительством будет руководить серый кардинал Камала Харрис. На самом деле так не произошло, и вице-президент, наоборот, остается в тени, возможно, и слишком часто для себя, если она надеется на успешное политическое будущее.
Внешняя политика: неторопливый поиск компромиссов
Прогнозируемой была неторопливость команды Байдена на внешнеполитической арене, но довольно трудно было предположить, что в течение первого года работы администрации Байден совершит всего два зарубежных визита. Конечно, не визитами едиными, к тому же в Белом доме уже побывали около десятка мировых лидеров, но пока выглядит так, что полный приоритет предоставлен китайскому направлению, и даже российское направление не получает столько внимания. Возможно, нынешняя американская администрация понимает, что вероятный альянс Китая и РФ будет представлять большую угрозу для Америки, чем каждое из государств в отдельности.
В то же время очень интересно проследить изменения в самой риторике Байдена относительно его методов внешней политики. До выборов он отмечал, что его целью станет возобновление доверия между США и партнерами после хаотических лет президентства Трампа. Однако методы самого Джо очень похожи. Он тоже заключает сепаратные соглашения с отдельными государствами: AUKUS, стейтмент с Германией, Атлантическая Хартия с Великобританией.
Кроме того, Байден еще во время праймериз обещал сделать Украину центром своей внешней политики. Можно долго спорить, получилось ли это по состоянию на сегодняшний день, но уровень двусторонних контактов внушает оптимизм. Тем не менее, однозначно, что потенциал для расширения сотрудничества с Америкой огромен, и здесь Киев должен предлагать форматы и убеждать Вашингтон в своей надежности как партнера.
Заключенные соглашения в американской столице однозначно обнадеживающие, но официальный Киев стремится к большему: политическая поддержка относительно Донбасса и Крыма и давление на Россию. На данном этапе создается впечатление, что Байден готов давить на Россию только в том случае, когда под угрозой оказываются собственные интересы, а не украинские. Тем не менее, альтернатив американской поддержке пока нет, поэтому отнюдь не значит, что это та дверь, в которую не надо стучать...
Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина», специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.