Законопроект о столице: нужно ли городу разграничение полномочий мэра и главы КГГА

Парламентский комитет рекомендовал Верховной раде принять законопроект о столице. Основная цель документа – разграничить полномочия городского головы и главы КГГА, таким образом, на Банковой хотят ограничить влияние Виталия Кличко на Киев. Сам столичный мэр говорит, что законопроект не должен нарушать конституционные права жителей столицы. Какие изменения предлагает законопроект и что даст разграничение власти, читайте в материале «Слово и дело».

Какие основные изменения предлагает законопроект

Киев имеет особый статус – столицы Украины, поэтому регулируется отдельными законодательными положениями, в частности законом «О столице Украины – городе-герое Киеве».

Еще в 2019 году депутаты от фракции «Слуга народа» подали в Верховную раду законопроект, предусматривающий внесение изменений в действующий закон.

Как отмечено в пояснительной записке, основная цель таких изменений – оптимизация системы органов местного самоуправления и исполнительной власти в столице и исключение узурпации власти одним должностным лицом.

Ожидается, что принятие законопроекта будет обеспечивать надлежащее функционирование органов местного самоуправления и гарантирует право жителей города самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Основное изменение, к которому приковано больше всего внимания – разделение полномочий городского головы Киева и главы Киевской городской государственной администрации.

По Конституции, главу КГГА назначает президент, однако в 2003 году Конституционный суд дал разъяснение к соответствующей статье, в которой указал, что назначить на эту должность можно только того, кого горожане избрали мэром.

В комментарии «Слово и дело» адвокат, председатель правления Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса Киева Максим Тютюнников объяснил, что именно будет делать мэр Киева и глава КГГА.

«После принятия этого законопроекта киевский городской глава будет возглавлять Киевский магистрат (а не КГГА – ред.) – исполнительный орган Киевского городского совета, председательствовать на заседаниях Киевского городского совета, а глава КГГА будет осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления и будет координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти», – отметил адвокат.

Он добавил, что законопроект предлагает восстановить районные советы в городе Киеве как представительные органы жителей районов Киева, чем создает новую систему организации и осуществления местного самоуправления и исполнительной власти в Киеве.

Кроме этого, документ предлагает внести изменения в ряд других законов Украины.

Какие плюсы законопроекта для столицы

По мнению Максима Тютюнникова, разграничение должностей городского головы и главы КГГА и создание собственного исполнительного комитета Киевского городского совета является положительным нововведением, учитывая, что в Украине активно продолжаются евроинтеграционные процессы.

«В частности, эти процессы касаются организации местного самоуправления в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, в которой одной из основных характеристик системы местного управления стала децентрализация, которой стремятся достичь большинство европейских стран, в том числе и Украина», – отметил адвокат.

В рамках реализации Хартии, городской голова должен быть наделен полномочиями и заниматься вопросами, касающимися непосредственно дел города и делать это вместе с вновь созданным собственным исполнительным комитетом.

«В то же время глава КГГА должен заниматься исключительно государственными делами на местном уровне, в рамках ЗУ «О местных государственных администрациях» и не вмешиваться в дела местного самоуправления, кроме как осуществлять контроль за законностью решений Киевсовета и киевского городского головы», – подчеркнул адвокат.

Глава ассоциации отметил, что основная цель законопроекта – привести нормы по местному самоуправлению в городе Киеве в соответствие с европейскими тенденциями и к пониманию сущности местного самоуправления – вполне может быть реализована.

«Таким образом, в столице будет окончательно отделено местное самоуправление от государственной власти на местах, что, в свою очередь, и составляет суть децентрализации и уменьшает уровень вмешательства государственной власти в вопросы, вынесенные на рассмотрение местного самоуправления», – считает Тютюнников.

Он также добавил, что глава КГГА после реформирования фактически получит основную важную функцию – надзор за органами местного самоуправления, что также является характерной чертой континентальной системы местного управления, в которую входят большинство стран Европы.

В целом, по мнению адвоката, распределение полномочий будет препятствовать значительной концентрации власти в руках одного человека, что, в свою очередь, может способствовать снижению коррупционных проявлений.

«Подводные камни» законопроекта

В то же время законопроект не лишен недостатков и противоречий. По мнению адвоката, к проблемным моментам можно отнести значительное ограничение свободы действий городского головы.

«На первый взгляд, функция надзора главой КГГА за органами местного самоуправления имеет положительную направленность, однако она может значительно препятствовать городскому голове в осуществлении определенных действий и принятии решений», – отметил Тютюнников.

В частности, по его словам, законопроект наделяет главу КГГА функциями фактически правоохранительного органа, который будет выдавать предписания и протесты и сможет останавливать любые решения органов местного самоуправления в интересах общественности города, а также обжаловать их в суде.

«Однако эти интересы нигде не прописаны, что дает возможность их широкой трактовки и использования. По моему мнению, следует доработать положения по осуществлению такого надзора и определить границы вмешательства назначенного главы КГГА в деятельность органа местного самоуправления», – считает адвокат.

Также руководитель Ассоциации отметил, что после разграничения должностей глава КГГА и городской голова могут стать конкурентами.

«При условии принятия законопроекта и разграничения указанных должностей, глава КГГА и городской голова Киева могут вступать в конкуренцию, будет «перетягивание власти» по некоторым вопросам, что негативно повлияет на нормальное функционирование местного управления и может повлечь за собой значительные репутационные риски для представителей власти», – объясняет эксперт.

В частности, законопроектом предусмотрено оставить мэру хозяйственные и управленческие функции в столице, в которые глава КГГА не может вмешиваться. Однако не понятно, как именно глава КГГА тогда сможет контролировать законность хозяйственной деятельности.

«Однако это можно решить, установив четкое разграничение полномочий и ограничение вмешательства главы КГГА в дела местного самоуправления», – считает адвокат.

Нынешний глава КГГА Виталий Кличко часто апеллирует к решению Конституционного суда от 2003 года, обосновывая необходимость совмещения двух должностей.

Решения КСУ окончательны, и только сам КСУ может их изменять, что сделано не было.

И получается, что ситуация с соединением основ является неконституционной, то есть противоречит ряду статей Конституции Украины относительно местного самоуправления.

Мировой опыт

Ярким примером государства, где имеется четкое разграничение должностей в органах местного самоуправления и государственной власти на местах и ​​их компетенции является Польша.

В Польше задачу правительственной администрации выполняет воевода, осуществляющий контроль за местными органами самоуправления.

Должностными лицами местного самоуправления являются избираемые населением мэры. При каждом муниципальном совете есть исполнительный орган, в который входит и мэр по должности.

«То есть фактически в Польше введена система разделения должностей местного самоуправления и государственной администрации на местах, которую предлагается ввести законопроектом № 2143-3 в столице Украины – отдельно городской совет и его исполнительный орган во главе с городским головой, отдельно представитель государственной администрации, уполномоченный на осуществление контроля на местном уровне», – отметил адвокат Максим Тютюнников.

По его мнению, опыт Польши в этом вопросе вполне положительный для Украины, то есть страна может принять такую ​​модель, однако с определенными оговорками.

В то же время, по словам адвоката, в некоторых европейских странах есть положительный опыт нахождения одного человека на нескольких должностях.

К примеру, столица Австрии – Вена – имеет законодательно установленный особый статус и определенные особенности в регулировании местного управления, по аналогии с Киевом.

«Учитывая особый статус Вены, бургомистр (мэр) исполняет и обязанности губернатора (представителя органа государственной власти на местном уровне), а также возглавляет Правление – исполнительный орган местного совета», – пояснил адвокат.


Несложно догадаться, что законопроект предложен президентской партией по политическим мотивам. Между Офисом президента и Виталием Кличко уже долгое время существуют свои противоречия, вызванные многими политическими факторами и предысториями.

В июне прошлого года Владимир Зеленский заявил, что мэры не могут быть в оппозиции к центральным властям и президенту.

Детальнее о том, почему возросла напряженность между центральными и местными властями и что стояло за многочисленными обысками у Кличко, можно почитать по ссылке.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО