Жителей столицы ждет очередное разочарование, связанное со строительством метро. Судя по всему, в этом году открытие новых станций на Виноградаре не состоится: «Киевметрострой» просит перенести сроки завершения проекта на май 2023 года. История метро на Виноградарь такая же давняя, как и метро на Троещину. «Слово и дело» предлагает посмотреть, как реализуется проект и что обещает мэр Киева Виталий Кличко.
Первые упоминания о линии в направлении Виноградаря появились на схеме киевского метро еще в 1976 году, правда тогда жилой массив был только на стадии проектирования. На схеме 1985 года линию изменили, продлив на две станции метро – «Проспект Правды» и «Виноградарь». В следующих проектах фигурировала еще станция «Мостицкая».
В ноябре 2012 года тогдашний глава киевской администрации Александр Попов заявил о планах города построить метро не только на Троещину, но и на Виноградарь. Предполагалось, что метро можно построить за 3-4 года при условии постоянного финансирования. «Этот проект обойдется нам в 2 млрд гривен. Но также там будет нужно построить электродепо, что увеличит сумму до 3 млрд гривен. Главное, чтобы в стране была стабильность, благодаря которой построить метро на Виноградарь можно будет на протяжении 3-4 лет», – говорил Попов. Но начать строительство ни в 2012-м, ни в 2013-м году не смогли.
Кличко не выполнил обещание начать строительство метро на Виноградарь в 2017-м
Последние пять лет тема строительства метро на Виноградарь снова «ожила». Мэр Виталий Кличко пообещал даже в декабре 2017-го начать строительство. «По предварительным подсчетам, станции «Мостицкая» и «Проспект Правды» мы сможем открыть на протяжении трех лет», – обещал Кличко, но сделать так и не смог.
Только в январе 2018 года КП «Киевский метрополитен» объявило тендер на строительство участка Сырецко-Печерской линии метро от станции «Сырец» на жилой массив Виноградарь с электродепо в Подольском районе (участок от станции «Сырец» до станции «Проспект Правды» с двумя станциями («Мостицкая» и «Проспект Правды») и участком вилочного ответвления в сторону станции «Виноградарь». Ожидаемая стоимость тендера составила около 6 млрд грн, а конечный срок оказания услуг – 30 апреля 2021 года.
Проведение тендера переносилось несколько раз и определить победителя смогли только к концу 2018 года – им стала компания «Киевметрострой». В ноябре с подрядчиком заключили договор.
В декабре 2018-го стало известно, что правительство направит около 2,5 млрд грн на финансирование проекта строительства линии метро на Виноградарь. В городском бюджете столицы строительство этой линии тоже было одним из приоритетов. «Мы возвращаем, в соответствии с решением Киевсовета, 1,1 млрд гривен на строительство метро на Виноградарь. Тендер состоялся, договоры подписаны. Мы фактически возрождаем строительство метро в столице. Потому что последнюю станцию в Киеве, напомню, открыли в 2012 году», – отметил тогда Кличко.
Метро на Виноградарь: строительство стартовало в 2019 году
Активная фаза строительства метро на Виноградарь началась в марте 2019 года. В конце декабря 2021 года, по словам Виталия Кличко, запланировали открыть станции «Мостицкая» и «Проспект Правды». Тогда же, в марте, правительство выделило еще 200 млн грн на проект.
После этих двух станций, рассказывал Кличко, в планах Киева еще две – «Виноградарь» и «Маршала Гречко». «Две станции на Виноградарь будут стоить около 6 млрд гривен. А если оценивать работы по всем четырем станциям, то, по последним подсчетам, – это более 11 млрд гривен», – сказал мэр.
В июле 2019-го мэр инспектировал строительство и подтвердил, что две станции должны открыть до конца 2021 года.
Стали известны и некоторые технические подробности строительства. Строительство тоннеля между станциями «Сырец» и «Мостицкая» будет осуществляться закрытым способом – под землей, а между «Мостицкой» и «Проспектом Правды» – открытым способом. Ожидаемый пассажиропоток на двух станциях – 34 тысячи человек в час. Длина участка метро для двух новых станций – 3,7 километров.
Кстати, как будут выглядеть станции на Виноградаре показали еще в 2017 году.
В ноябре 2019-го был готов первый туннель. Кличко заверил, что работы идут по графику и проблем с финансированием проекта нет: «Что касается обязательств города Киева, то мы их выполняем в полном объеме. Более 2 млрд грн предоплаты подрядчику осуществлено, сейчас мы контролируем, чтобы все средства эффективно использовались, а работы продолжались без срывов».
2020 год: «Киевметрострой» заявил о срыве сроков строительства
В январе прошлого года глава набсовета «Киевметростроя» Олег Токарев сообщил, что сроки завершения строительных работ по продлению линии откладываются на год. По его словам, из-за смены руководства компании началось систематическое невыполнение графика, а закупленная техника не работает в полном объеме.
Позже стало известно, что правоохранители разоблачили механизм завладения бюджетными средствами, выделенными на строительство Сырецко-Печерской линии метро. В КП «Киевский метрополитен», ОАО «Киевметрострой» и «Укргазбанке» провели обыски и изъяли финансово-хозяйственную документацию.
«Сейчас исследуется факт возможного завладение организаторами механизма бюджетными средствами, выделенными на строительство метрополитена, в том числе из-за безосновательного размещения 1,7 миллиарда гривен на депозитных счетах в банковском учреждении. По версии следствия, сделка позволила заинтересованным лицам получить 139 млн гривен по процентам по депозиту. Для предупреждения дальнейших сомнительных операций с бюджетными средствами на основании постановлений следственного судьи на банковские счета предприятий наложены аресты на более чем 2,4 миллиарда гривен», – сообщили в СБУ в феврале 2020-го.
Несмотря на это, и КП «Киевский метрополитен», и Виталий Кличко, заверили, что все работы ведутся по графику. «В последнее время было много спекуляций, якобы работы застопорились, якобы станции не откроют в установленные сроки. Представитель «Киевметростроя» сейчас заверил, что все работы идут по графику», – сказал Кличко.
В апреле прошлого года Кличко сообщил, что строительство идет по графику, в сентябре был запущен комплекс, который должен прокладывать туннель. В ноябре-декабре мэр снова заверил, что две станции будут открыты до конца 2021 года.
В то же время в декабре народный депутат Алексей Гончаренко сообщал, что строительство метро может затянуться. Кабмин принял постановление, которое предлагает увеличить сроки выплаты аванса подрядчикам строительства: ранее предполагалось, что оплата в размере до 95% стоимости работ делается на срок менее 24 месяцев, теперь срок увеличили до 36 месяцев. Причиной такого решения называлась невозможность вовремя получить необходимое оборудование и технику из-за ограничений в импорте и экспорте в результате пандемии.
Генподрядчик хочет через суд перенести срок запуска метро на Виноградарь
В начале года некоторые СМИ сообщили, что строительство метро на Виноградарь практически остановилось. В «Киевском метрополитене» в марте эту информацию снова опровергли: «Сооружение станций «Мостицкая» и «Проспект Правды», а также перегонных тоннелей продолжается. Работает тоннелепроходческий комплекс и движется к демонтажному стволу у станции «Сырец», где в настоящее время выполняются работы по его встрече. Временно замедлено выполнение работ на площадке между станцией «Мостицкая» и «Проспект Правды» по причинам окончательного вынесения инженерных сетей. Это связано с продолжительностью отопительного сезона».
В июне Кличко еще раз повторил тезис о том, что до конца года в Киеве будет открыта минимум одна станция метро.
При этом в июле в «Киевметрострое» сообщили «Экономической правде» о том, что строительство линии ведется с задержкой, и чтобы успеть открыть хотя бы одну станцию подрядчик должен увеличить скорость работ вдвое. Ориентировочные сроки открытия станций в компании не назвали.
«Подрядная организация АО «Киевметрострой» не обращалась к нам по изменению сроков, предусмотренных договором», – ответили в «Киевском метрополитене».
Теперь же из иска «Киевметростроя» к «Киевскому мерополитена» стало известно, что подрядчик хочет через суд внести изменения в договор о строительстве участка Сырецко-Печерской линии метро – перенести срока ввода объекта на 2023 год.
Подрядчик хочет перенести срок введения готового объекта до 12 мая 2023 года, а срок действия договора – до 16 июня 2023 года. Хозяйственный суд Киева принял иск к рассмотрению и открыл производство по делу.
Напомним, ранее «Слово и дело» писало о «новейшей» истории метро на Троещину – времен мэра Виталия Кличко.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.