В 2019 году в рамках судебной реформы в Украине заработал новый орган – Высший антикоррупционный суд. Он рассматривает коррупционные уголовные дела в отношении депутатов Верховной рады и местных советов, судей и других топ-чиновников. Юрист Геннадий Дубов в комментарии «Слово и дело» рассказал, о чем свидетельствуют «сухие» цифры по итогам двухлетней работы и можно ли по ним судить об эффективности органа.
Высший антикоррупционный суд за два года вынес 45 приговоров (в отношении 50 человек). При том, что за восемь месяцев 2021 года был вынесен 21 приговор, пять из них – оправдательные.
Глава ВАКС Елена Танасевич отметила, что за два года деятельности суда доля оправданных лиц, в отношении которых вынесены приговоры, составила 14%. В 2019 году эта доля составляла 1,2%, а в 2020 году – 1%.
«В шести уголовных производствах обвиняемых полностью оправдали, еще в одном – человека оправдали по части предъявленного ему обвинения», – рассказала она в колонке «Украинской правды».
По мнению Геннадия Дубова, из «сухих» цифр нельзя сделать вывод, ведь этих данных мало. Тем более, что во всем важен контекст.
«С моей точки зрения, эффективность деятельности любого суда категорически нельзя измерять статистическими показателями. Также нет никакой возможности измерить «масштабность» дел», – рассказал он.
Например, Дубов объяснил, почему показатель оправдательных приговоров не может свидетельствовать об эффективности или не эффективность работы суда.
«Например, в Индии доля оправдательных приговоров традиционно более 20%, при том, что в большинстве европейских государств этот показатель колеблется в пределах примерно 0,3-4%. А в 1938 году советские суды вынесли 13,8% оправдательных приговоров. В США также есть большая разница в статистике по так называемым федеральным преступлениям и оправданиям в отдельных штатах. Это все связано прежде всего с особенностями процедур, поэтому не может быть качественным показателем деятельности судов», – рассказал эксперт.
Реальное наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 9 лет назначено 27 лицам. Среди них есть народные депутаты, депутаты местных советов, руководители государственных предприятий, судьи, прокуроры и адвокаты.
За два года существования ВАКС получил почти 1 млрд гривен залога как меры пресечения. Из них 65 657 420 гривен были направлены в госбюджет.
По состоянию на начало сентября 2021 года в производстве первой инстанции Высшего антикоррупционного суда есть 184 уголовных производства (в отношении 440 человек).
Дубов отметил, что суд рассматривает особую категорию дел – коррупционные правонарушения, которые сложнее доказывать. Обычно, присвоение государственного имущества и завладение бюджетными средствами происходит с применением сложных схем.
Глава ВАКС отметила, что поскольку на каждую коллегию судей приходится 30-35 уголовных производств, судебное заседание по каждому делу происходит максимум два раза в месяц.
«Как показывает практика, для продуктивной деятельности целесообразно назначать к рассмотрению не более двух-трех дел в день, а это лишь 10-15 судебных заседаний в неделю в одной коллегии судей. Уголовный процессуальный кодекс Украины не позволяет судье ускорять или наоборот притормаживать рассмотрение уголовных производств по своему усмотрению», – сообщила Елена Танасевич.
По мнению Дубова, это интересно с точки зрения сроков рассмотрения уголовных производств, ведь учитывая обстоятельства, становится понятно, почему одно производство может слушаться год и более.
По словам эксперта, сейчас эта проблема носит комплексный характер и не имеет простого решения.
Ранее мы писали, что успел сделать Высший антикоррупционный суд за первый год работы.
Какие дела пришлось закрыть из-за того, что их не успел рассмотреть ВАКС за прошлый год работы - можно посмотреть на инфографике.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.