Будни дистанционного образования: каких изменений ожидать в новом учебном году

Александр Радчукполитолог

Вот уже второй год подряд продолжаются дискуссии, как будет организован учебный процесс, и не придется ли снова, учитывая угрозы быстрого распространения нового штамма коронавируса COVID-19, переходить в режим «дистанционного» обучения.

Этот вопрос беспокоит и родителей со школьниками, и студенчество, и администрации вузов, школ и различных учебных заведений. И, конечно, данный вопрос затрагивает и интересы частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, который традиционно перед началом нового учебного сезона закупает на продажу канцелярию, школьную форму, рюкзаки, и другие необходимые для учебы вещи и устройства.

В этом году, в отличие от 2020-го, количество вакцинированных украинцев постоянно растет. На сегодня в Минздраве отчитываются о более чем 9 миллионах вакцинированных украинцев (из них 3,7 миллиона ‒ полностью), а в Минобразования сообщили, что полностью вакцинированы 29% коллективов школ, еще 23% были привиты одной дозой. Правда, эксперты отмечают, что такой уровень вряд ли сможет надолго остановить распространение нового штамма коронавируса.

Впрочем, и в правительстве, и в профильных министерствах настроены более оптимистично. В Кабмине отмечают, что новый учебный год начнется вовремя и будет проходить в обычном режиме. Сейчас страна находится на «зеленом» уровне эпидемиологической безопасности, поэтому будут применены только простые правила эпидемиологической безопасности ‒ ношение защитных масок, дезинфекция и соблюдение дистанции.

А вот как сложится ситуация уже через несколько следующих месяцев ‒ пока никто не берется прогнозировать. К тому же, возникают сомнения и в вопросе достаточного обеспечения учебных заведений средствами индивидуальной защиты, а еще ‒ насколько быстрыми будут темпы дальнейшей вакцинации преподавателей, учителей, а также абитуриентов и студенчества в возрасте от 16-ти лет.

Безопасная вакцинация?

Несмотря на успехи вакцинации в последние месяцы, все острее проблема недостаточного уровня вакцинированных именно среди учителей и преподавателей. Причин этого явления много, впрочем самое главное ‒ без достаточного количества вакцинированных коллективов обеспечить лучшую защиту для учеников и студентов будет крайне трудно.

В последнее время все чаще звучат предложения со стороны правительства и правящей команды не только увеличить информационную составляющую кампании по вакцинации, но и добавить еще два фактора ‒ поощрений и ограничений. Главное условие, на котором отмечают ‒ вакцинация должна быть добровольной и осуществляться с согласия человека. Так или иначе, параллельно с процессом вакцинации, возникает проблема профессионального профилактического осмотра учителей и преподавателей, которые и сами частенько пренебрегали качественными медосмотрами. На этот вопрос и в правительстве, и на местном уровне следует обратить особое внимание, ведь среди учителей есть много представителей старшей возрастной группы, для которых вакцинация в случае невыявленных проблем со здоровьем, может иметь более тяжелые последствия для самочувствия.

К слову, еще летом в МОЗ отметили, что в случае ухудшения эпидемиологической ситуации работать будут школы, где вакцинированы не менее 80% учителей.

Не менее важным вопросом, который стоит рассмотреть на государственном уровне, является возможность проведения вакцинации для студентов в университетах, в том числе первокурсников и первокурсниц, среди которых есть несовершеннолетние лица. Пока такие шаги не предусмотрены, однако именно вакцинация студенчества могла бы значительно улучшить эпидемиологическую ситуацию в вузах ‒ хотя там пока что меньше недовольных методами дистанционного или «смешанного» обучения.

Когда ожидать «дистанционку»?

Как и в прошлом году, в МОЗ уже разработали детальные рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в учебных заведениях в период карантина, предусматривающих соблюдение определенных требований всеми участниками образовательного процесса, и создание максимально безопасной среды как для работников учреждений, так и для соискателей образования.

Вряд ли Кабмин изменит и критерии «зонирования», в рамках которых будут действовать ограничения в случае карантина. Как и в прошлом году, школы не будут работать исключительно в тех городах или районах, где будет установлен «красный» уровень эпидемической опасности. Только тогда будет возвращен дистанционный режим работы. В «зеленых», «желтых» и «оранжевых» зонах школы будут работать в обычном режиме с четким соблюдением правил социальной дистанции и гигиены. Стоит также напомнить и о том, что в прошлом году важную роль в принятии решений относительно объявления карантина и правил работы учебных заведений принимали на уровне городских властей, которые в рамках действующих ограничений на всеукраинском уровне, могли принимать некоторые собственные рекомендации по организации учебного процесса.

Поэтому, по прогнозам экспертов, частично к дистанционной форме обучения могут вернуться во второй половине осени ‒ при неблагоприятном сценарии распространения нового штамма коронавируса COVID-19. И хотя прошлогодний опыт такого обучения уже есть и в учеников, и у учителей, о его эффективности вряд ли можно услышать положительные отзывы. Основной проблемой остается отсутствие свободного и бесперебойного доступа к Интернету, а также обеспечение необходимыми девайсами всех участников учебного процесса. В конце августа текущего года в правительстве сообщили о том, что в этом году для приобретения ноутбуков учителям государством на места выделена субвенция в размере 1 миллиарда гривен. Однако успеют их закупить до периода «дистанционного» обучения ‒ неизвестно.

В общем, следует сделать вывод, что надежды на быструю и масштабную вакцинацию пока не оправдались. Как и в 2020-м, и школы, и вузы накануне нового учебного года хотя и готовы к любым сценариям, однако до сих пор остается много вопросов к возможностям качественного перехода на дистанционное обучение. И эксперты из сферы образования, и родители в один голос утверждают, что продолжение дистанционного обучения в том виде, в котором оно было, повлияет на качество образования в Украине не в лучшую сторону.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО