Цены на газ для автомобилей в Украине резко выросли с начала года. Особенно заметно это было летом. На сколько подорожал автогаз, почему цена растет и когда сможет стабилизироваться – в материале «Слово и дело».
Как изменилась цена на газ с начала года
В начале 2021 года цена на газ для автомобилей (сжиженный газ) составляла в среднем 13,3 грн за литр. Однако уже через несколько месяцев произошел ощутимый скачок – на 3 грн.
Тогда это связывали с ростом спроса на газ во время сильных морозов. В украинской энергетической ассоциации отметили, что зимой был дефицит горючего, ведь из-за аномального холода, в частности, в европейских странах, на него рос спрос.
«В связи с низкими температурами, там сжиженный газ используют для отопления в жилищно-коммунальной сфере», – пояснили тогда в ассоциации.
По состоянию на 18 августа средняя цена на газ для автомобилей в Украине составляет 17,44 грн за литр. Однако цена по областям может довольно сильно отличаться. Например, на Западной Украине она варьируется от 14,5 грн до 17,5 грн. То есть, нельзя сказать, что цена зависит от региона.
Где самый дорогой газ:
- Львовская область – 17,49 грн;
- Запорожская область – 17,49 грн;
- Волынская область – 17,49 грн;
- Винницкая область – 17,47 грн;
- Ивано-Франковская область – 17,44 грн.
В каких областях самые низкие цены:
- Житомирская – 13,54 грн;
- Черниговская – 13,54 грн;
- Донецкая – 14,59 грн;
- Закарпатская – 14,59 грн;
- Днепропетровская – 14,84 грн.
Для сравнения, возьмем цену на газ в Киевской области – 16,84 грн. В начале года она составляла 11,5 грн за литр (+5,34 грн), в марте – 13,24 грн (+ 3,6 грн), в начале лета – 15,64 грн (+ 1,2 грн).
На заправках премиум-сегмента (ОККО, SOCAR, WOG) цены на автогаз оказались вообще рекордными для Украины – от 17,28 до 17,49 грн за литр.
Почему дорожает газ
У столь резкого роста цены на автомобильный газ есть несколько причин, одна из ключевых – подорожание нефти.
Рост цен на нефть продолжался более трех месяцев и приостановился в начале июля. Однако сейчас действует ценовая инерция – на оптовый рынок поступает топливо, произведенное из более дорогой нефти.
Как связаны нефть и автогаз? Сжиженный газ – это жидкость, смесь пропана и бутана с незначительным количеством насыщенных углеводородов, которая находится под высоким давлением. Основным сырьем для получения такого газа являются искусственные и природные нефтяные газы.
На выходе нефть содержит значительное количество растворенных в ней тяжелых углеводородных газов. Газы, которые выделяются из нефти, после сепараторов включают в себя пропан, бутан и газовый бензин.
Соответственно, если цена на нефть растет, почти неизбежен и рост цены на сжиженный газ. Потребности в энергоресурсах растут на фоне активизации экономики после пандемии. Так, стоимость нефти марки Brent с середины июля поднялась с 68 долларов за баррель до почти 75 долл. Аналогично двигались и мировые цены на природный газ.
Однако уже по состоянию на 9 августа цены на нефть опустились до 67,88 доллара за баррель. На изменение стоимости продукта повлияли новые карантинные меры в Китае и Азии, которые могут замедлить темпы восстановления мировой экономики.
«Мировые рынки работают таким образом, что энергоносители чувствуют цены на нефть. Только сейчас, со слухами о восстановлении пандемии, началось снижение цены на нефть, однако предварительное поднятие для Украины до сих пор ощутимо», – сказал эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко в комментарии «Слово и дело».
Еще одна ключевая причина, почему цена на автогаз растет в Украине – рост его цены в европейских странах.
Эксперт «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн в комментарии «Слово и дело» отметил, что в Европе, особенно в восточной части, сейчас наблюдается пиковый сезон потребления именно автогаза.
«Сегодня газ в закупке довольно дорогой. Ресурсов хватает, но он дорогой и для Польши, и для Балкан, и для Турции. Рекордные цены на автогаз наблюдаются также и в России», – рассказал эксперт.
В то же время цена на бензин растет значительно медленнее. Если месяц назад соотношение цены было 52% газа к бензину, то сейчас уже 60%. То есть газ растет гораздо быстрее, и цены между собой почти не коррелируются, пояснил Куюн.
А вот эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко заявил, что считает летний рост цены на автогаз в Украине ситуативным моментом, поскольку был перерыв в системе снабжения.
В мае компания из группы азербайджанской госкомпании SOCAR cтала экспортным оператором нефтепродуктов «Роснефти» в Украине, заменив предыдущего поставщика – Proton Energy Group S.A. (которая в Украине стала владельцем сети АЗС Glusco).
По словам эксперта, когда налаженная система перестала работать, начали строить новую, но не успели должным образом все оформить, что, соответственно, привело к дефициту.
«Поднятие цен на газ в Европе, которое Украина испытывает сейчас, это следствие повышения цен на нефть. Более того, в Украине оно наложилось на ситуативную проблему, потому и возникло такое заметное большая роста», – пояснил Дяченко.
Поэтому в летнем росте эксперт видит больше не экономические проблемы, а организационные.
Стоит ли ожидать снижения цены на автогаз
Эксперт «Консалтинговой группы А-95» считает, что ситуация с ценами на автогаз стабилизируется не ранее середины-конца сентября, но расти больше не будет.
«Я думаю, что уже с начала сентября начнется, по меньшей мере, стабилизация цены. Тогда цены получат хотя бы какие-то намеки на дальнейшее снижение, ведь пока их нет. Но все это возможно, если не будет никаких форс-мажоров», – отметил Артем Куюн.
Он добавил, что цена на автогаз в основном все-таки будет зависеть от цен на нефть. То есть, есть две составляющие – спрос и закупочная цена, которая привязана к нефти. Если они снижаются – снизится и цена на сжиженный газ.
С ним соглашается и Сергей Дяченко, который заявил, что «ситуация начнет стабилизироваться в ближайшее время».
А вот эксперт нефтегазового рынка Леонид Косячук в эфире телеканала 24 предположил, что «катастрофического» повышения цены не будет, ведь ей уже просто «некуда расти».
По его словам, если цены на автогаз на АЗС будут более 55-60% от стоимости бензина, то газ станет экономически невыгодным как альтернативное топливо.
Напомним, Кабинет министров с 15 мая ввел государственное регулирование розничных цен на бензин и дизельное топливо. Постановлением Кабмина была введена максимальная розничная наценка в размере 5 гривен на бензин и 7 гривен на дизельное топливо.
Ранее мы выясняли, почему Кабмин принял такое решение и что оно означает.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.