Смена главы МВД по определению событие важное, тем более что она не случалась уже больше семи лет. А поскольку это еще и уход Арсена Авакова, которого не мог сковырнуть Порошенко и долгое время не решался Зеленский, дело выходит незаурядное.
Грусть-печаль этой истории, однако, заключается в том, что незаурядным у нас становится вполне заурядное. Арсен Борисович, конечно, человек непростой, а 2014 год показал, что и не трусливый. Взнуздать нашу милицию-полицию, не будучи выходцем из этой специфической среды, и организовать в систему вольницу добробатов – это далеко не каждому под силу. Только вот возглавить и изменить – понятия совсем не идентичные. И в этом смысле Аваков вполне зауряден: у нас кто только чего ни возглавлял, а реформатором назвать некого. То, что внутренние органы остаются у Украины такими, как они есть, прямая заслуга министра: за семь лет все-таки что-то можно было сделать, а он не стал. С тем и уходит. Никаких оснований кручиниться нет. Патрульная полиция выродилась в несмешной анекдот и свидетельство реальных сил и амбиций министра, о суперспособностях которого ходили легенды, оказавшиеся сказками.
Зато есть резоны опасаться, что новое начальство не только не сможет провести качественные перемены в этом заколдованном ведомстве, а не сможет даже толком усидеть в седле. Забавный факт, что Денис Монастырский ходил в помощниках у аваковского советника, пока тот носил депутатский мандат. Аваков дал стране Антона Геращенко, Илью Киву и Андрея Билецкого, что тоже определенным образом характеризует политические таланты выдающегося министра. Почти как в библейской истории: если быть совсем точными, это Геннадий Кернес породил Антона Геращенко, который затем достался Арсену Авакову, а Антон, можно сказать, породил Дениса. Так себе преемственность. Зато теперь «слугам» пенять больше не на кого: и это ваше.
Украина была и остается страной ретивых мусоров, которые с полным основанием ощущают себя хозяевами жизни, в отличие от неравнодушных граждан. После Майдана, где они столкнулись лицом к лицу, это очень стыдная ситуация, но власть никакого стыда не ощущает. Не ощущала при Порошенко, не ощущает и при Зеленском, демонстративно возвысившим и приблизившим Олега Татарова, просто эталонного украинского мусора: всегда себе на уме и в угоду начальству, причем любому, с глубоким презрением к лохам-гражданам. Наверное, экспертные знания Татарова о том, как работает система, и соответствующие умения находят большой спрос у президента и его окружения, но это и сигнал всем остальным. Своим: вообще не парьтесь. Обществу: вас здесь не стояло.
Уход Авакова – это в первую очередь напоминание о постмайданном бессилии Украины вернуть страну народу, вопреки всем ожиданиям и трагическим потерям. Глава МВД, конечно, несет свою долю ответственности, что не стал тем, кем никогда не являлся – представителем негодующих масс. Но бессильны-то оказались массы, а не он. Арсену Борисовичу впору пожать плечами, сесть за очередную книгу, походить по телевизионным эфирам и со стороны не без удовольствия полюбоваться, как его ведомство попробуют оседлать другие. Он отныне ни при чем.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.